Проблема Сегодня в Севастополе 90 религиозных организаций 27 направлений и конфессий: православные, католики, мусульмане, баптисты... Все они в равной мере согласно Конституции Украины имеют право на свободу вероисповедания. Свобода есть, а есть ли храм?
Католики надеются быть услышанными В 90-х годах религиозным организациям Севастополя переданы несколько объектов. Так, здание на ул. Кулакова, в котором находился архив ЧФ РФ, отдано мусульманам. Православным возвращены в собственность или в пользование: здание Свято-Никольского храма на Северной стороне, Покровского собора на Б. Морской, Владимирского собора (усыпальница адмиралов), церкви Всех Святых на ул. Пожарова, Владимирского собора в Херсонесе, Храма Семи Херсонесских мучеников. Переданы и земельные участки двух православных монастырей: Свято-Климентьевского в Инкермане и Свято-Георгиевского на Фиоленте, где сейчас ведутся восстановительные работы. Невозвращенными остаются: Храм Архистратига Михаила на ул. Ленина — ныне часть экспозиции Музея Черноморского флота, Крестовоздвиженская церковь на территории воинской части РФ в районе мыса Фиолент, римско-католический храм на пл. Ушакова (кинотеатр «Дружба»). По словам настоятеля Римско-католической общины св. Климента г. Севастополя отца Леонида, проблем пока больше, чем возможностей. Его община насчитывает около пятисот человек. Приход многонациональный: русские, украинцы, белорусы, латыши, поляки, итальянцы, немцы. При общине существует воскресная школа, где занимаются и взрослые, и дети. — У католиков нет храма. Для богослужений община собирается в четырехкомнатной квартире на Большой Морской, 52, — рассказывает отец Леонид. — Дом стоит напротив кинотеатра «Дружба». Для нас это, конечно, больной вопрос. В костеле, который был построен на деньги прихожан, за который в 30-е годы прошлого века пострадали наши предки, сейчас показывают кино. И, судя по афишам, кинотеатр давно перестал быть детским. Кроме того, в бывшем храме, на месте алтаря находится еще и платный туалет. В течение многих лет мы пытаемся вернуть костел прихожанам. Но год за годом городские власти откладывают решение этого вопроса. В марте 2002 года в Украине был издан новый Указ президента о возвращении церковного имущества религиозным организациям. Это дает нам право снова обратиться в горсовет. Хочется верить, что в конце концов нас услышат. — Может быть, легче построить новый костел? — Этот храм — наш дом. Если бы он был разрушен до основания, тогда был бы другой разговор. Но вопрос только в том, чтобы город пошел нам навстречу и восстановил историческую справедливость. — Какие отношения у Римско-католической общины с православной церковью в Севастополе? — Мы стараемся наладить отношения. Но со стороны православных ответного желания пока нет. А на уровне Крыма католики находят общий язык и с православными, и с представителями других конфессий.
На месте алтаря так и останется туалет? Прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг кинотеатра «Дружба», мы попросили начальника отдела по делам религий СГГА Олега Котлярова. — В 1998 году депутаты горсовета отказали Римско-католической общине св. Климента в возвращении им здания бывшего костела, посчитав «передачу здания из коммунальной собственности города каким-либо другим собственникам нецелесообразной». Иначе говоря, депутаты решили, что городу, скорее, нужен детский кинотеатр, нежели костел. Да, с 1991 года существует Закон о «Свободе совести и религиозных организациях», согласно которому «культовые сооружения и имущество, составляющие государственную собственность, передаются организациям, на балансе которых они находятся, в безвозмездное пользование, или возвращаются в собственность религиозных организаций по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов». Но статья 21 части 6 «Основ законодательства Украины по культуре» не допускает ликвидацию учреждений, предприятий и организаций культуры в связи с лишением их помещений, которые передаются в собственность или бесплатное пользование религиозным организациям. Так что в любом случае все зависит от горсовета: если в ближайшее время храм будет-таки возвращен, то только по решению депутатов. — В Севастополе есть еще и греко-католическая община. — В Севастополе зарегистрированы три общины греко-католиков. Богослужения они проводят в здании, приспособленном под культовое сооружение. Как сообщил отец Петр — настоятель греко-католической общины Успения Пресвятой Богородицы, с 1993 года они пытаются получить земельный участок под застройку храма. В 1998 году этот вопрос депутатами рассмотрен не был. Открытым он остается и по сей день. Рассмотрение вопроса каждый раз выносится на сессию горсовета, но все время откладывается по непонятным причинам. Причем ответ поступает в устной форме, а не в письменной, как того требует закон. В то же время в последние годы были построены несколько православных культовых сооружений: храм-часовня Св. Георгия Победоносца на Сапун-горе, часовня Рождества Христова на смотровой площадке Ласпи, храм Великомученицы Татьяны в Студенческом городке. В Казачьей бухте выстроен первый уровень храма Святителя Филиппа Московского, в котором сейчас уже проводятся службы. Кроме того, восстановлен практически с нуля Свято-Митрофановский храм на Госпитальном спуске. А также планируется строительство православных храмов на Сахарной головке, в поселке Андреевка, в Верхнесадовом, на Каче, в Камышовой бухте и на проспекте Победы. Танна КРУТСКИХ |
|
Copyright © «Севастопольская газета» Использование материалов с сайта газеты в любой форме без письменного согласия редакции не допускается! |
Тел./факс редакции: +38 (0692) 55-74-66 |
E-mail:
99011, Украина, Севастополь, ул.Батумская, 34 |