Севастопольская газета



№ 17 от 25 апреля 2003 он-лайн версия популярного еженедельника Карта сайта  Печать  

РУБРИКИ НОМЕРА

   Первая страница

   Интересно

   Полезно

   Сообщения

   Происшествия

РЕСУРСЫ

   Архив

   Гостевая книга

   Реклама в газете

   Реклама по Украине

СПРАВКА

   Карта сайта

   Информация о газете

АРХИВ
<< Декабрь 2003 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 18 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
<< Январь 2004 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  


Поиск по сайту:



Религия // Секты: взгляд изнутри
В кого бы мне поверить?

За прошлый год Дмитрий успел побывать в шести сектах: от кришнаитов до «Свидетелей Иеговы». Разочаровавшись в одних идеалах, шел в другую секту, но... так и остался атеистом.

— Первая секта, в которую я попал, — Институт знаний о тождественности, или клуб «Харибол». Вообще я в то время увлекался эзотерической литературой, читал книги экстрасенсов, узнал о таких понятиях, как карма, аура, астрал, и т. д. И однажды — это было в феврале 2002 года — возле нашего института раздавали листовки с объявлением, что в библиотеке имени Гайдара проводится лекция «Закон кармы». И мы с другом заинтересовались, пришли туда, сидим, ждем, когда начнется. Тут к нам подходит молодая симпатичная девушка, похожая на цыганку, и начинает рассказывать, что такое совершенная личность, к которой мы должны испытывать совершенную любовь. Мы, в общем-то, мало что поняли, но девушка мне очень понравилась, и я решил остаться.

Будешь плохо себя вести — отдам кришнаитке

— На стенах клуба «Харибол» висели индийские красавицы, что меня насторожило, потому что еще в детстве родители, указывая на женщину с точкой во лбу, говорили: «Вот, смотри, сынок, это кришнаитка. Если будешь плохо себя вести, отдадим тебя ей».

Потом начались занятия по медитации. Нам дали четки с нанизанными 52 бусинками и велели на каждую бусинку повторять специфическую мантру. Когда нам показали, что это за мантры, я чуть не свалился со стула. Я понял, что это не клуб, а религиозная секта.

Правда, на религиозных фанатиков они были мало похожи: обычные веселые ребята, с которыми можно дружить, если бы не религия. С ними интересно — устраивают дискотеки, ходят в походы. Правда, как оказалось впоследствии, на встречи с девушками у них табу, потому что главный принцип кришнаитов: не встречаться с противоположным полом лет эдак до 25. А потом — положено сразу жениться. Сексуальные отношения до брака у кришнаитов вообще не приняты. Даже когда устраивались праздники, все присутствовавшие делились на две части: справа стоят мужчины, а слева — женщины.

Я с ними подружился, хотя их взгляды не особенно-то разделял. А потом они уехали насовсем: признали наш город неперспективным.

Секты бывают разные

— Позже я познакомился с другими кришнаитами их общество называлось ИССКОН или «Общество сознания Кришны». Если в «Хариболе» были обычные ребята, то в ИССКОНе надевали специфические одежды: женщины — сари, мужчины — дхоти. И тоже устраивали лекции, пели кришнаитские мантры и кормили вегетарианской пищей.

Одна моя знакомая предположила, что в эту еду добавляют наркотики. Я подумал, сомневался, но решил проверить. Как-то помогал готовить еду и проследил за ними. Ничего они туда не добавляли. Если нам и одурманивали головы, то совсем не едой. Но кришнаитское сознание так и не стало моим сознанием и я из кришнаитов ушел.

— Почему?

— Все мои знакомые называли меня «сектант» и постоянно отговаривали. Настойчивее всех оказалась моя подруга, с чьими доводами я и согласился.

Еще несколько раз я был на собраниях приверженцев «Шри Чинмоя». Это не религиозная, а скорее, образовательно-просветительская организация. Они считают, что человек должен духовно измениться, и для этого медитируют, слушают специфическую музыку, смотрят картины и хотят через созерцание творчества своего учителя получить духовное просветление. Сам Шри Чинмой — это индийский махараджа, который умел играть на множестве музыкальных инструментов, много картин нарисовал. Я посмотрел-послушал и в восторг не пришел — мне его творчество показалось весьма посредственным.

А еще я на Сахаджа-йогу ходил. Там мне меньше всего понравилось. Они тоже поют песни на санскрите, играют на индийских музыкальных инструментах. Главным центром своего течения они считают некую женщину Шри Матаджи и восхваляют ее как самое великое существо на всей земле. Она была то ли коммерсантом, то ли политиком, а на старости лет захотела заняться религиозной деятельностью и объявила себя воплощением какого-то индийского божества.

Осознание своей нормальности

— У меня создается такое впечатление, что ты человек не особо религиозный, а приходишь в секты посмотреть, что там интересного.

— Мне просто нравится смотреть, как люди там с ума сходят. Так лучше осознаешь свою нормальность.

— И что тебя особенно коробило в их поведении?

— Сектантские религии догматичны: сказал какой-то авторитет, и все ему верят, слушают и никто не имеет права усомниться. Помню, когда я общался с кришнаитами, на обычный вопрос: «Ты читал такого-то автора?» — тебе неизменно все отвечали: «Да зачем мне читать? У меня есть мой учитель и больше мне ничего не надо». Вот эта их односторонность и отсутствие своего аргументированного взгляда на вещи меня постоянно отпугивали.

— Какие случаи тебе запомнились?

— Хариболисты снимали комнату в частном домике у пожилой пары, которая не знала о религиозных пристрастиях своих квартиросъемщиков. А однажды последние устроили программу — развесили повсюду изображения Кришны, пригласили кучу народу и стали петь: «Харе Кришна!» На всю улицу было слышно. В самый неподходящий момент появился хозяин дома. После этого хариболисты уехали из Севастополя.

А однажды я увидел кришнаита на пляже, подошел, поздоровался с ним по-кришнаитски. Он пригласил нас с другом к себе на чашечку чая. В одной комнате у него было много изображений кришнаитских богов. А в другую он нас почему-то не пускал. Однажды мы вошли в ту комнату и увидели, что на стенах, на двери, на окнах и даже на кресле висят изображения свастики. Мы спросили: «Что это у вас такое?» Он говорит: «А это индийский знак!» Потом смотрим, у него еще нацистская символика, портреты Гитлера — кришнаит по совместительству еще и фашистом оказался.

Кстати, этот кришнаит приглашал нас на харинамы — это когда люди выходят на улицу и поют публично мантры. Это происходило в центре города, у них еще была такая коробка с надписью: «Пожертвование на храм». Как потом оказалось, эти пожертвования шли им в карман.

— Ты не боялся, что сектанты втянут тебя в секту против твоей воли?

— В принципе — опасно. Даже когда ты не особенно в это веришь, постоянное монотонное повторение одних и тех же фраз откладывается в подсознании. Используется, по сути, прием гипноза. Но я сам когда-то учился гипнотизировать, поэтому понимал, что происходит. Другим рисковать не советую.

Мария ГРИДАСОВА

 К сведению...

Что такое секта?

Ответ на этот вопрос дает начальник отдела по делам религий Севастопольской ГГА Олег Котляров:

— В Севастополе зарегистрирована 91 религиозная организация и 28 конфессий, направлений и течений. Только православные у нас подчиняются шести епархиям.

Конфессия — это вероучение с исторически сложившейся иерархией и своими каноническими законами.

А понятия «секта» в отношении религиозных организаций в Законе Украины 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях» не существует.

Секта — латинское слово, означает оно «образ мыслей», «течение», «направление». Это один из типов религиозных объединений, отличающихся рядом признаков. Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. То есть с точки зрения той или иной конфессии часть верующих священнослужителей, которые вступили в противоречие с догматом данной конфессии, определяются наименованием «секта». Соответственно и отношение традиционных вероучений к этим организациям можно выразить словом «враждебное».

Историческая судьба религиозных сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование, другие с течением времени превращаются в церкви.

Вверх


© Использование материалов в любой форме без письменного согласия редакции не допускается. Ссылка на
«Севастопольскую газету» обязательна! Адрес редакции: 99011, Украина, г. Севастополь, ул. Батумская, 34.
Тел. +38 (0692) 55-74-27, тел./факс +38 (0692) 55-74-66. E-mail:


 
2002-2004 © «Севастопольская газета»