|
|
|
№ 17 от 25 апреля 2003 | он-лайн версия популярного еженедельника |
|
Религия // Секты: взгляд изнутри За прошлый год Дмитрий успел побывать в шести сектах: от кришнаитов до «Свидетелей Иеговы». Разочаровавшись в одних идеалах, шел в другую секту, но... так и остался атеистом. — Первая секта, в которую я попал, — Институт знаний о тождественности, или клуб «Харибол». Вообще я в то время увлекался эзотерической литературой, читал книги экстрасенсов, узнал о таких понятиях, как карма, аура, астрал, и т. д. И однажды — это было в феврале 2002 года — возле нашего института раздавали листовки с объявлением, что в библиотеке имени Гайдара проводится лекция «Закон кармы». И мы с другом заинтересовались, пришли туда, сидим, ждем, когда начнется. Тут к нам подходит молодая симпатичная девушка, похожая на цыганку, и начинает рассказывать, что такое совершенная личность, к которой мы должны испытывать совершенную любовь. Мы, в общем-то, мало что поняли, но девушка мне очень понравилась, и я решил остаться. Будешь плохо себя вести — отдам кришнаитке — На стенах клуба «Харибол» висели индийские красавицы, что меня насторожило, потому что еще в детстве родители, указывая на женщину с точкой во лбу, говорили: «Вот, смотри, сынок, это кришнаитка. Если будешь плохо себя вести, отдадим тебя ей». Потом начались занятия по медитации. Нам дали четки с нанизанными 52 бусинками и велели на каждую бусинку повторять специфическую мантру. Когда нам показали, что это за мантры, я чуть не свалился со стула. Я понял, что это не клуб, а религиозная секта. Правда, на религиозных фанатиков они были мало похожи: обычные веселые ребята, с которыми можно дружить, если бы не религия. С ними интересно — устраивают дискотеки, ходят в походы. Правда, как оказалось впоследствии, на встречи с девушками у них табу, потому что главный принцип кришнаитов: не встречаться с противоположным полом лет эдак до 25. А потом — положено сразу жениться. Сексуальные отношения до брака у кришнаитов вообще не приняты. Даже когда устраивались праздники, все присутствовавшие делились на две части: справа стоят мужчины, а слева — женщины. Я с ними подружился, хотя их взгляды не особенно-то разделял. А потом они уехали насовсем: признали наш город неперспективным. Секты бывают разные — Позже я познакомился с другими кришнаитами их общество называлось ИССКОН или «Общество сознания Кришны». Если в «Хариболе» были обычные ребята, то в ИССКОНе надевали специфические одежды: женщины — сари, мужчины — дхоти. И тоже устраивали лекции, пели кришнаитские мантры и кормили вегетарианской пищей. Одна моя знакомая предположила, что в эту еду добавляют наркотики. Я подумал, сомневался, но решил проверить. Как-то помогал готовить еду и проследил за ними. Ничего они туда не добавляли. Если нам и одурманивали головы, то совсем не едой. Но кришнаитское сознание так и не стало моим сознанием и я из кришнаитов ушел. — Почему? — Все мои знакомые называли меня «сектант» и постоянно отговаривали. Настойчивее всех оказалась моя подруга, с чьими доводами я и согласился. Еще несколько раз я был на собраниях приверженцев «Шри Чинмоя». Это не религиозная, а скорее, образовательно-просветительская организация. Они считают, что человек должен духовно измениться, и для этого медитируют, слушают специфическую музыку, смотрят картины и хотят через созерцание творчества своего учителя получить духовное просветление. Сам Шри Чинмой — это индийский махараджа, который умел играть на множестве музыкальных инструментов, много картин нарисовал. Я посмотрел-послушал и в восторг не пришел — мне его творчество показалось весьма посредственным. А еще я на Сахаджа-йогу ходил. Там мне меньше всего понравилось. Они тоже поют песни на санскрите, играют на индийских музыкальных инструментах. Главным центром своего течения они считают некую женщину Шри Матаджи и восхваляют ее как самое великое существо на всей земле. Она была то ли коммерсантом, то ли политиком, а на старости лет захотела заняться религиозной деятельностью и объявила себя воплощением какого-то индийского божества. Осознание своей нормальности — У меня создается такое впечатление, что ты человек не особо религиозный, а приходишь в секты посмотреть, что там интересного. — Мне просто нравится смотреть, как люди там с ума сходят. Так лучше осознаешь свою нормальность. — И что тебя особенно коробило в их поведении? — Сектантские религии догматичны: сказал какой-то авторитет, и все ему верят, слушают и никто не имеет права усомниться. Помню, когда я общался с кришнаитами, на обычный вопрос: «Ты читал такого-то автора?» — тебе неизменно все отвечали: «Да зачем мне читать? У меня есть мой учитель и больше мне ничего не надо». Вот эта их односторонность и отсутствие своего аргументированного взгляда на вещи меня постоянно отпугивали. — Какие случаи тебе запомнились? — Хариболисты снимали комнату в частном домике у пожилой пары, которая не знала о религиозных пристрастиях своих квартиросъемщиков. А однажды последние устроили программу — развесили повсюду изображения Кришны, пригласили кучу народу и стали петь: «Харе Кришна!» На всю улицу было слышно. В самый неподходящий момент появился хозяин дома. После этого хариболисты уехали из Севастополя. А однажды я увидел кришнаита на пляже, подошел, поздоровался с ним по-кришнаитски. Он пригласил нас с другом к себе на чашечку чая. В одной комнате у него было много изображений кришнаитских богов. А в другую он нас почему-то не пускал. Однажды мы вошли в ту комнату и увидели, что на стенах, на двери, на окнах и даже на кресле висят изображения свастики. Мы спросили: «Что это у вас такое?» Он говорит: «А это индийский знак!» Потом смотрим, у него еще нацистская символика, портреты Гитлера — кришнаит по совместительству еще и фашистом оказался. Кстати, этот кришнаит приглашал нас на харинамы — это когда люди выходят на улицу и поют публично мантры. Это происходило в центре города, у них еще была такая коробка с надписью: «Пожертвование на храм». Как потом оказалось, эти пожертвования шли им в карман. — Ты не боялся, что сектанты втянут тебя в секту против твоей воли? — В принципе — опасно. Даже когда ты не особенно в это веришь, постоянное монотонное повторение одних и тех же фраз откладывается в подсознании. Используется, по сути, прием гипноза. Но я сам когда-то учился гипнотизировать, поэтому понимал, что происходит. Другим рисковать не советую. Мария ГРИДАСОВА
Что такое секта? Ответ на этот вопрос дает начальник отдела по делам религий Севастопольской ГГА Олег Котляров: — В Севастополе зарегистрирована 91 религиозная организация и 28 конфессий, направлений и течений. Только православные у нас подчиняются шести епархиям. Конфессия — это вероучение с исторически сложившейся иерархией и своими каноническими законами. А понятия «секта» в отношении религиозных организаций в Законе Украины 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях» не существует. Секта — латинское слово, означает оно «образ мыслей», «течение», «направление». Это один из типов религиозных объединений, отличающихся рядом признаков. Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. То есть с точки зрения той или иной конфессии часть верующих священнослужителей, которые вступили в противоречие с догматом данной конфессии, определяются наименованием «секта». Соответственно и отношение традиционных вероучений к этим организациям можно выразить словом «враждебное». Историческая судьба религиозных сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование, другие с течением времени превращаются в церкви. |
© Использование материалов в любой форме без письменного согласия редакции не допускается. Ссылка на
«Севастопольскую газету» обязательна! Адрес редакции: 99011, Украина, г. Севастополь, ул. Батумская, 34.
Тел. +38 (0692) 55-74-27, тел./факс +38 (0692) 55-74-66. E-mail:
2002-2004 © «Севастопольская газета» |