|
|
|
№ 25 от 19 июня 2003 | он-лайн версия еженедельника «Севастопольская газета» |
|
Версии Отец истории Геродот в V веке до н.э., описывая земли нынешней Украины (в то время значительная часть Скифии), нынешнее Северное Причерноморье, неоднократно упоминал о неких мифических существах — грифах (грифонах или «собаках Зевса», как еще называли их в древности греки), которые якобы «охраняли золотые сокровища». Расшифрованный герб Крыма Недавно мне удалось раскрыть истинную тайну грифона, что существенно изменило представление об этом мифологическом существе, которое изображено даже на гербе Автономной Республики Крым, входящей в состав новой суверенной Украины (утвержден 21 апреля 1999 г.). При этом следует отметить, что на гербе АР Крым читается как защитник молодой республики. Ранее грифон — наиболее часто встречающийся символ Северного Причерноморья. Образ грифона нередко используется в геральдике. Так, серебряный грифон ранее изображался на гербе Севастополя, он также известен как герб Херсонеса и Пантикапея, нередко им украшали ювелирные изделия и т.п. В 1998 году, изучая фото уникальной золотой царской пекторали Великой Скифии, я совершенно случайно выявил в ее структуре древний скифский календарь-Зодиак, невероятно точный для своего времени, при этом я обратил особое внимание на изображение в ее центральной части шести грифонов, которые терзали трех коней. Выше него на пекторали изображены еще и пять голубей. Меня заинтересовал тайный мифологический смысл этого сюжета. И вот что удалось установить. Избегая пока всестороннего и детального объяснения этого замысловатого сюжета, которое совершенно отличается от известной версии Бориса Мозолевского, скажу, что, на мой взгляд, в этих фигурах умело скрыта важная древняя тайна, которую знали только цари и жрецы, и очень узкий круг высшей элиты скифского общества. Именно эти фигуры обозначают количество дней в обычном году, что по тем временам было большой тайной. Для этого скифы просто указали — 3, 5 и 6, т.е. таким образом изобразили 365 (причем это большое число следовало считывать снизу вверх)! Итак: три коня (большие животные, означающие большие числа, каждый конь обозначает — 100 /3х100=300/), шесть грифонов (сравнительно средние существа, где каждый грифон означает — 10 /6х10=60/), и пять голубей (сравнительно маленькие птицы, где каждый голубь означает самую малую цифру — 1 /5х1=5/). В результате получаем 300 + 60 + 5 = 365! Это, как всем нам известно, количество дней в обычном году. Но скифы уже в те времена знали, что год состоял из 365 дней, поэтому каждый 4-й год был високосным и состоял из 366 дней для того, чтобы выравнивать счет времени. Эти тайные по тем временам знания считались очень важными, т.к. давали возможность точно определять время, поэтому эти фигуры и занимают центральное место на золотой царской пекторали — золотом письме потомкам, направленном в будущее! Вместе с тем, несмотря на важность, они все же изображены на пекторали под золотыми фигурками великих скифских царей, потомков легендарного Скифа, братьев Пала и Напа. С учетом всей структуры скифского календаря получается, что дни подобны годам, при этом выходит, что дни — как бы летят, а года — идут! Грифон — символ тьмы и космоса У древних шумеров была некая мифическая богиня тьмы — Тиамат. Ее обычно изображали в виде странного существа, которое позже греки назвали грифоном! Возникает вопрос: какая связь между подобными образами шумерской богини Тиамат и скифскими грифонами — собаками Зевса? Древние люди подметили, что ночью тьма наступает с закатом Солнца, а потом при его появлении утром тьма отступает, но в некоторых местах она сохраняется. Например: в темной пещере, в погребе, чулане, колодце и т.п. Поэтому у них, видимо, сложилось представление, что тьма имеет и множественные формы. Таким образом, грифоны в древности и олицетворяли тьму, образ которой со временем трансформировался из еще более древнего образа мифической шумерской богини хаоса и тьмы — Тиамат. Так, Тиамат постепенно преобразовалась в мифического грифона — несколько иного, но тоже символа тьмы! Не исключено, что от слова «гриф» происходит и слово «грифель» — графитовый стержень черного цвета в карандашах — цвет тьмы, цвет ночи, цвет космоса! Современное понятие «гриф секретности» как-то перекликается со смысловым значением сущности мифического грифа (грифона) — «сохранение в тайне» важных сведений от посторонних глаз, т.е. держа во тьме неведения от других. Дни солнцеворота Теперь хочу отметить, что у скифов и иных народов Древнего Востока образ коня издревле ассоциировался с образом Солнца. Когда я впервые узнал об этом, то был удивлен и озадачен: как можно проводить такие странные сравнения. Но древние люди мыслили иначе, чем мы, — категориями и понятиями, более приближенными к окружающему миру. Им, видимо, представлялось, что солнце, как конь, скачет по небосклону и облакам и иногда в пути делает остановки. Эти остановки видимого движения Солнца по небосклону сейчас хорошо известны всем и называются периодами летнего и зимнего солнцестояния, в нашем полушарии это 21, 22, 23 июня, а также 22 декабря. На Руси эти дни издревле называли днями солнцеворота — солнце как бы делает видимый поворот своего движения на небе. Что приостанавливало движение Солнца по небосклону, они не знали, поэтому полагали, что Солнце притормаживает именно тьма. Я установил, что на золотой царской пекторали Великой Скифии не случайно изображены в центре три золотых коня (своеобразные образы Солнца), которым не дают двигаться именно грифоны, олицетворяющие тьму. На Руси издревле существовал обычай в дни солнцеворота разжигать костры, чтобы разогнать тьму и укрепить Солнце! Вот вам простой и знакомый сюжет вечной борьбы тьмы и света, хорошо известный народам не только Древнего Востока. Каждый конь на скифской пекторали означает один день в период летнего солнцестояния — 21, 22, 23 июня! С помощью этих тайных знаний царь и жрецы могли управлять народом, так как только им было точно известно, когда солнце снова начнет свой путь по небосклону! Стоило, например, царю прилюдно попросить Солнце возобновить свой путь по небу, и Солнце послушно выполняло его просьбу, что невероятно укрепляло его власть и, как говорят сегодня, его имидж в глазах народа. Известно, что скифы всегда праздновали солнечные дни, а также дни весеннего (21 марта) и осеннего равноденствия (23 сентября), когда день равнялся ночи. При этом скифский Новый год — Навруз (Новый день — и ныне празднуемый в Индии, Иране, Казахстане и других странах) — они отмечали именно в день весеннего равноденствия — 21 марта! Кстати, поздравление «С Новым годом!» буквально переводится как «С Новым богом времени». Следует подчеркнуть, что весной отмечали Новый год в старину и восточные славяне. В високосный год период летнего солнцестояния короче на один день — 22 и 23 июня. Кстати, это также отражено на скифской золотой пекторали. Крайний левый конь, ассоциирующийся с 21 июня, направлен направо, а два других налево, как бы показывая этим, что именно одному коню удается вырваться из лап тьмы — злых грифонов и продолжить свой путь еще один день. Теперь понятно, почему сюжет с тремя конями и грифонами на царской золотой пекторали Великой Скифии занимает центральное место! Это не просто красивый сюжет, но и тайные знания, которые скифы хотели навечно запечатлеть в образах пекторали и передать эти знания потомкам. И охраняют эти знания грифоны — собаки Зевса, от которого поздние скифы вели свою родословную. Именно тьма подземелий и была надежным хранителем скифских сокровищ, которые они прятали в Геррах, чью тайну охранял весь народ. Хранители сокровищ Интересно, что если мифические грифоны в древней Скифии помогали хранить накопленные скифами сокровища, то в наше время они символически охраняют ценности Украины! Просто как в сказке — на углах красивого здания Национального банка в Киеве расположены скульптурные изображения гигантских грифонов, которые зорко стерегут хранящиеся в нацбанке ценности! Ныне изображения грифонов на современных эмблемах уже не редкость, взгляните хотя бы на этикетки Оболонского пивзавода, и вы увидите, что герб этого предприятия украшает пара великолепных грифонов, видимо, особо «охраняя смак» темного сорта этого украинского пива. Вот как древние сказания переплетаются с современной действительностью! Кстати, 2003 год по китайскому календарю — год Козы, а по скифскому календарю золотой пекторали это год Козла (весьма почитаемого в Европе животного, которое является символом богатства и плодовитости). Скифский календарь старше китайского, поэтому не исключено, что некогда в древности некие календарные данные через потомков арийских кочевников, какими, по сути, были скифы и сарматы, попали в восточный календарь, но при этом китайцы перепутали козла с козой! Во всяком случае, такое совпадение в древних календарях, на мой взгляд, не случайно. Некоторые золотые фигурки пекторали обозначали и некие территории. Так, козел обозначал и особую благую землю, расположенную на правом берегу Каспийского моря. Взгляните на хорошую географическую карту, и только слепой не увидит на ней в контурах рельефа местности гигантскую фигуру козла с характерно изогнутой левой передней ногой, а теперь сравните увиденную фигуру с изображением золотого козла на пекторали, и убедитесь сами, что совпадение просто поразительно! Сергей ПАУКОВ
Пектораль — это нагрудное круглое украшение (30,6 см в диаметре, весом 1,5 кг золота). Она найдена известным украинским археологом Б.Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила возле города Орджоникидзе Днепропетровской области Украины. Находка датирована IV веком до н.э. Шедевр мирового искусcтва. Ее страховая стоимость сейчас составляет более 1, 5 миллионов долларов США. Она хранится в Киеве в Государственном музее исторических драгоценностей Украины (эмблемой которого, кстати, также является грифон).
Грифон, гриф (франц. griffon, лат. gryphus, от греч. gryps) в мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое существо (чудовище) с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва. Изображения грифонов широко распространены в искусстве народов Древнего Востока, в античном искусстве и др. В искусстве более поздних народов — декоративный или геральдический мотив. |
© Использование материалов в любой форме без письменного согласия редакции не допускается. Ссылка на «Севастопольскую газету» обязательна! Адрес редакции: 99011, Украина, г. Севастополь, ул. Батумская, 34. Тел. +38 (0692) 55-74-27, тел./факс +38 (0692) 55-74-66. E-mail: |
2002-2005 © «Севастопольская газета» |