Подземелье Если прийти к памятнику матросу Кошке, обогнуть киоски, стоящие на троллейбусной остановке, и поглядеть вниз... можно увидеть вход в темную глотку туннеля... Каждый поезд, — прибывает он в Севастополь или куда-то отправляется — минует шесть туннелей. И у каждого из шести есть свое имя. На участке между Севастополем и Инкерманом находятся два туннеля: Городской и Троицкий. От Инкермана до Мекензиевых гор — еще четыре подземных железнодорожных пути: Цыганский, Белый, Графский и Сухарный туннели. Когда поезд въезжает в туннель, пассажиры видят только лампочки, мелькающие во тьме. Интересно, каково там, во глубине туннельного кишечника? С этим вопросом отправляемся к начальству 36-й команды Крымского отряда военизированной охраны Приднепровской железной дороги. — Туннель — это вам не метрополитен, — отвечает на просьбу провести экскурсию начальник команды Леонид Казачков. — Это запретная зона. И ничего интересного там нет — освещение слабое, лампочек мало, грязь, бутылки битые... Проводникам и пассажирам проще всего быстренько вывалить мусор. Дорожные бригады, конечно, периодически чистят в туннелях, но все равно там бардак. Стрелять — дело не женское Для охраны и обороны туннелей военизированная охрана железной дороги использует оружие, служебных собак, проволочное ограждение запретной зоны. — У нас почти как в армии, — рассказывает Л. Казачков. — Своя спецподготовка. Тренируемся, проводим занятия с людьми. Мало ли что может случиться. Мы, грубо говоря, практически избавились от женщин-стрелков. — Почему? — Женщины в критической ситуации теряются. Помню, когда-то в одном из туннелей напали на женщину-часового. Ударили ее по голове и отобрали автомат. Такое бывает и в других подразделениях, и не только в Украине. Или еще случай: женщина-охранник находилась на вышке, а преступник поднимался к ней, чтобы ограбить. Но стрелять в него она почему-то не стала. Выгребла патроны из карабина, засунула их в карман, и все. Да и не каждый мужчина на нашу работу подходит. Некоторые боятся. И я их не виню. Работа действительно опасная. Свет в конце туннеля — это огни приближающегося поезда Все туннели, кроме Городского, ограждены проволокой. При входе — табличка с надписью на русском и украинском: «Запретная зона, проход запрещен». — Однако люди идут, — говорит Л. Казачков. — Кто-то хочет быстрее попасть на вокзал. Или решил дойти пешком до Инкермана. А у нас «однопутка» — то есть неизвестно, откуда пойдет поезд. Если на ровном участке поезд после торможения проходит 600-800 метров, то под уклон может два километра идти. А если поезд выскакивает из-за поворота под уклоном, грохота почти не слышно. Зачем ходят в туннели? По разным причинам. Попасть в туннель пытаются не только грабители и хулиганы. Побывать в подземном коридоре стремятся психически больные и те, кто с жизнью распрощаться хочет. Л. Казачков припомнил случай, который произошел в Троицком туннеле лет восемь назад. Какой-то матрос прошел службу в Севастополе и решил на майские праздники домой не ехать, а отмечать в городе. Как на грех поссорился с девушкой. Напился с горя, добрался до туннеля и пошел с ножом на часового. Как потом выяснилось, убивать не хотел, а добивался, чтобы его застрелили. Был ранен в ногу, но остался жив. И даже говорят, женился. Другой случай был на Камышловском виадуке (он находится между Мекензиевыми горами и Верхнесадовым). Студент хотел проститься с белым светом, бросившись с моста, но часовым удалось его задержать. А вскоре они прочли в газетах: парень выбросился с верхнего этажа. — Ну иди где-нибудь тихонько нырни и не вынырни, если уж на то пошло, — возмущается Л. Казачков. — А людей зачем подводить? За это же кому-то потом отвечать. Начнутся комиссии — почему недосмотрели? А самоубийца — эгоист, думает только о себе. Туннель — забава для подростков В туннельном хулиганстве преуспевают в основном школьники. Они бьют светильники, выкатывают на рельсы бочки, бросают в окна электричек камнями. — Хулиганов отлавливаете? — А как же! У нас даже книга задержанных есть. Сначала нарушителей записываем, говорим: еще раз попадешься — в милицию. А вообще в милицию сдаем редко. Обходимся беседой. С учениками школы №6, которая возле Городского туннеля, у меня наладились хорошие отношения. Сначала ловил их. Заведу к себе в кабинет, поговорю, напою чаем с конфетами. А потом они сами хулиганов ловят и приводят ко мне. Вообще, сейчас хулиганят меньше. А раньше... Помню, когда я только начинал работать, году в 1993-м, к нам приезжала инженер по охране труда. Я ей говорил, что нашим работникам каски надо выдавать — подростки камнями швыряют. А она не верила. И тут, как специально, появляется группа детей, и они начинают кидаться. Все попрятались в постовую будку. А как они матерятся! Им лет по восемь, а матерный лексикон знают лучше взрослых! Сейчас уже в часовых не бросают. А если вдруг что — у нас с постом связь, нам сообщают обо всех неприятностях. Стой! Стрелять буду! И опасна и трудна служба часового. Раньше, в Бог знает какие времена, у часового был только «грибочек» от дождя, и он стоял в тулупе до пят, в валенках, весь задубевший и обдуваемый ветрами. Сейчас часовой стоит в специально для него предназначенной постовой будке. Проезжая в поезде, ее можно увидеть при въезде в туннель. По словам Л. Казачкова, лучше, чтобы часовой находился в полутепле. От холода у него бдительность теряется, потому что ему хочется согреться. А от тепла — в сон клонит. Вот так и стоят часовые, и днем и ночью, напряженно вглядываясь вдаль. Если завидят человека — нужно узнать, кто он и зачем пришел. Если это посторонний и он не реагирует на призыв: «Стой! Назад! Запретная зона» и не останавливается, услышав: «Стой! Стрелять буду!», часовой делает предупредительный выстрел в воздух. Потом он имеет право стрелять на поражение. — Но зачем палить в человека? — рассуждает Л. Казачков. — Мало ли что, может, какой-то прапорщик получку пропил и идет себе, песенки под нос поет. Обычно мы высылаем тревожную группу и пытаемся задержать нарушителя. Застрелить человека легко. А потом — разборки, прокуратура и все прочее. В мою бытность нападений на часовых не случалось. На поражение стрелять тоже пока не приходилось. Но нельзя сказать, что в туннелях все спокойно. Вот, например, года три-четыре назад был оползень в Графской балке. Добраться куда-либо было проблематично: отменили все пассажирские поезда, не стали рисковать жизнью людей. А потом и грузовые отменили. Впоследствии пришлось переносить железнодорожные пути. Туннель — место опасное и загадочное. Уезжая из Севастополя или возвращаясь в него, мы считаем туннели под стук колес. Поезд то скрывается в таинственном подземелье, то вновь вырывается на свет. И так шесть раз. Мария ГРИДАСОВА Уход — Осмотр помещений туннелей и их ремонт идет постоянно, — говорит заместитель начальника дистанции пути по искусственным сооружениям Анатолий Почка. В туннели просачивается нефть — Недавно мы отремонтировали Сухарный туннель, правда, не полностью. Надо проводить еще большой комплекс работ. Сейчас ремонтируется Белый туннель, проект ремонта Троицкого туннеля находится в стадии разработки. Больше всего проблем связано с Сухарным туннелем. Над ним расположено нефтехранилище, и нефтепродукты периодически просачиваются в туннель, негативно влияют на его отделку. Сейчас там построена осушительная штольня, которая оберегает туннель от излишней влажности и воздействия нефтепродуктов. А то, что лампочки бьют — это мелочи. А поезда-то ходят... В качестве подрядчика в ремонте туннелей выступает Балаклавское предприятие СУ-528. — Мы ремонтировали Сухарный, Троицкий и Белый туннели, — рассказывает заместитель главного инженера Вячеслав Самарский. — Ремонт Белого продолжается по мере поступления средств — идет перекладка железнодорожного пути. У Сухарного и Троицкого в аварийном состоянии находились портальные стены. Сухарный туннель расположен в заболоченной местности, поэтому там большие просадки железнодорожного полотна. Но главная наша трудность в том, что работать приходится в условиях движения поездов. С этим ничего не поделаешь. Мария ГРИДАСОВА
Туннелям — больше 130 лет! Вопрос постройки железной дороги на Севастополь был окончательно решен в 1871 году. Уже в 1872 году начались строительные работы по продолжению железнодорожной линии Москва – Харьков – Лозовая – Севастополь. Строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, как она вначале называлась, продолжалось четыре года. Особенно трудоемкими были работы на участке Симферополь – Севастополь. Тысячи людей, приехавших сюда из центральных губерний, были заняты на скальных работах в Бельбекской долине и на Мекензиевых горах — на строительстве Камышловского и Инкерманского мостов. Поистине титанический труд был затрачен русскими людьми на пробивку шести туннелей на участке Мекензиевы горы — Севастополь. Строительством здесь руководил видный русский инженер генерал-майор Анненков. Источник: «Морской сборник» №6, 1861 г.
Туннели бывают разные... Сухарный туннель Графский туннель Белый туннель Цыганский туннель Троицкий туннель Городской туннель Из книги Владимира ШАВШИНА «Каменная летопись Севастополя» |
|
Copyright © «Севастопольская газета» Использование материалов с сайта газеты в любой форме без письменного согласия редакции не допускается! |
Тел./факс редакции: +38 (0692) 55-74-66 |
E-mail:
99011, Украина, Севастополь, ул.Батумская, 34 |