|
||||
Он-лайн версия популярного еженедельника «Севастопольская газета» | добавить в избранное | сделать стартовой |
|
|
Расклад // Новый Закон о туризме: два мнения С 1 января вступил в силу новый Закон Украины «О туризме», вызвавший неоднозначную реакцию у фирм, занимающихся туристическим бизнесом. Камнем преткновения стала необходимость иметь финансовое обеспечение своей ответственности перед туристами (ведь не секрет, что многие путешественники, заплатив немалые деньги, остаются разочарованными полученными услугами). Минимальный размер финансового обеспечения ответственности туроператора — не менее 20 тысяч евро (для тех, кто организовывает зарубежные поездки) или не менее 10 тысяч евро (для тех, кто организовывает поездки только внутри страны), для турагента — 2 тысячи евро (для тех, кто оказывает посреднические услуги). Из этих фондов недовольные граждане, обратившись в суд, смогут получить компенсацию за некачественный отдых. Вице-президент Туристической ассоциации Украины Наталья Опанасюк заявила журналистам, что Закон приведет к уменьшению количества предприятий туристической деятельности в 2,5 раза, что обусловит снижение качества и удорожание туруслуг. Прежде всего это коснется так называемого выездного туризма: гостурадминистрация мотивировала принятие Закона прежде всего необходимостью защиты украинских граждан за рубежом. На практике с рынка исчезнут многие фирмы, продававшие загранпутевки по демпинговым ценам: за 100 долларов в Венгрию, за 200 — в Египет. Для Севастополя и Крыма как регионов, принимающих туристов, важнее другое: не повлечет ли принятие Закона подорожание путевок в наши пансионаты и дома отдыха? Ведь туризм год от года занимает все более значительное место в экономике города. Путевки подорожают, но россияне все равно приедут Мнение чиновника — В Севастополе 380 субъектов имели туроператорскую лицензию. Хотя по-настоящему создают туристический продукт 10-20 фирм, — считает начальник управления по вопросам туризма и курортов СГГА Сергей Баландюк. — Они и останутся. Уменьшится и количество турагентов, потому что пансионаты, базы отдыха, гостиницы лицензированию не подлежат — это около ста предприятий. Они теперь будут проходить сертификацию в Центре стандартизации, метрологии и сертификации, затем заключать договор с тем туроператором, которого они выберут. Они и будут обеспечивать приток туристов. Этот год я называю годом НЭПа в туристической политике: все получат новые лицензии, и мы определимся, что к чему. Управление по вопросам туризма и курортов в этом году начнет выдавать лицензии на турагентскую деятельность, но действие этих лицензий будет распространяться только на Севастопольский регион. Это выгодно для нас: наши турагенты будут продавать во всех регионах Украины путевки только в здравницы Севастополя, то есть пропагандировать наш город. Прошлый год был для Севастополя очень удачным: приток иностранных туристов увеличился в два раза по сравнению с предшествующим годом. Думаю, что этот курортный сезон будет не хуже и новый Закон на динамику роста отрасли не повлияет. — Туроператоры прогнозируют подорожание стоимости путевок примерно на 10%. Вы согласны с таким прогнозом? — Если туроператоры делают такие прогнозы, значит, это произойдет. Они ведь развиваются: вырастают стандарты отдыха — все это требует денег. Но я не думаю, что цены сильно повысятся. Они ведь знают, что если цены взвинтить, туристы к нам не поедут. Новые правила лицензирования не должны серьезно повлиять на количество туристов. Приведу такой пример. В прошлом году горсовет принял решение провести конкурс на места выносной торговли и предоставление различных услуг, в том числе экскурсионных, — одна тысяча гривен за рабочее место. Но все равно агенты стояли, продавали. Да, повысилась цена на экскурсии, но билеты раскупались, и в накладе туристические фирмы не остались. В этом году цена за место еще поднялась, и все равно их выкупили. Будут торговать и, надеюсь, успешно. Все равно Крым дешевле Краснодарского края и Северного Кавказа, поэтому люди из России к нам поедут. И город будет получать от развития туризма значительные деньги и вкладывать их в развитие отрасли. Реальных механизмов улучшения работы турагентств нет Мнение предпринимателя — К сожалению, новый Закон о туризме принес проблемы, и большие, — говорит директор туристической фирмы «Кандагар» Борис Зелинский. — Разъяснения по реальному механизму получения новых лицензий и необходимых банковских гарантий были даны совсем недавно, и теперь в пожарном порядке приходится оформлять новые документы для получения лицензии. Сколько фирм получат новые лицензии, сказать трудно: за три недели немыслимо собрать кучу документов, согласовать, заверить, отправить в Киев. Сейчас идет активная договорная кампания и работа в туристических выставках, и мы надеемся, что сроки по получению новых документов будут продлены. — Как повлияет Закон на улучшение туристической деятельности? — Инициаторы принятого Закона о туризме ратовали за то, что все это делается во благо развития туристической индустрии в Украине. Так это выглядит на бумаге, но реальных механизмов улучшения работы турагентств как не было, так и нет. Но, к сожалению, со вступлением Закона в силу у нас так и не созданы благоприятные условия для развития туристической отрасли, не определены достаточные государственные средства и условия для привлечения инвесторов в развитие туризма, реконструкцию гостиничного и санаторно-курортного хозяйства. Законодательно не закреплены реальные бюджетные ассигнования на раскрутку украинского рекреационного потенциала. Пока внедрение нового Закона работникам туриндустрии, кроме финансовых проблем и дополнительной бумажной волокиты, ничего не дает. Новый Закон «О туризме» работники туристической отрасли восприняли по-разному. Одни фирмы (как правило, крупные) его приветствуют, поскольку с рынка уйдут те, кто демпинговал. Другие — приняли новшество в штыки, ведь многие гиды и экскурсоводы останутся без работы. Недовольные приводят в пример опыт России, где вообще намерены отменить лицензирование туристической деятельности. Туристическая ассоциация Украины считает, что реализация Закона приведет к вытеснению с рынка около 90% туристических предприятий, которые являются субъектами малого и среднего бизнеса; сокращению более чем в десять раз количества рабочих мест в области туризма; монополизации рынка туруслуг, что повлечет повышение их стоимости и ухудшение качества. Николай БУТКИН, Янина ВАСЬКОВСКАЯ
Туроператоры — фирмы, создающие туристический продукт, предоставляющие, реализующие туруслуги. Они также занимаются посреднической деятельностью по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, имеющие лицензию на туроператорскую деятельность. Турагенты — фирмы, осуществляющие посредническую деятельность по реализации турпродукта туроператоров и туруслуг других субъектов турдеятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг, которые в установленном порядке получили лицензию на турагентскую деятельность.
Страхование ответственности перед туристами Если фирма застраховала свою ответственность перед туристами, то они в суде смогут получить компенсацию за некачественный отдых. Заместитель директора Севастопольской городской дирекции Национальной акционерной страховой компании «Оранта» Наталия Соловьева. — У страховой компании «Оранта» огромный опыт работы с туристическими фирмами. В прошедшем году около двухсот туристических организаций застраховали в компании свою ответственность перед туристами. В связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года нового закона «О туризме» и введением банковской гарантии для субъектов туристической деятельности компания «Оранта» уже выстраивает свою систему работы с банками. Мы производим страхование банковской гарантии, что снижает риски и дает основания банкам по предоставлению банковской гарантии турфирмам. © Использование материалов в любой форме без письменного согласия редакции не допускается! |
|
|
|||||||||||
|
|||||||||||||||
Copyright © 2002-2005 «Севастопольская газета» |