Сфера влияния
Мусульманский экстремизм в Крыму: когда бояться?
Странные слухи ходят о мечети Кебир-джами в Симферополе. Говорят, что во время одного из пятничных намазов в августе члены экстремистской мусульманской партии Хизб-ут-Тахрир выдворили оттуда муфтия Крыма Эмирали Аблаева, который хотел объявить об отстранении от должности имама мечети Руслана Мустафаева — члена той же партии. В неприятной ситуации мог оказаться и председатель Меджлиса Мустафа Джемилев, но ему успели сообщить, что в мечеть лучше не ходить.
В конце августа муфтий Крыма Э. Аблаев заявил корреспонденту «СГ»: «Четыре недели назад выяснилось, что имам соборной мечети поддерживает эту партию. Мы ему сказали: если ты поддерживаешь Хизб-ут-Тахрир, то отсюда увольняешься, работать не будешь».
Но он работает. Мусульмане из севастопольских сел, посещающие пятничные намазы в соборной мечети, утверждают: старый имам продолжает там проводить службы. И в прошлую пятницу — тоже. Накануне Духовное управление мусульман Крыма обратилось к единоверцам с призывом не поддаваться влиянию радикальных исламских организаций, действующих в Крыму: «Раскольническая деятельность, направленная против единства мусульман, начала принимать организованный характер. На протяжении августа Симферопольская мечеть Кебир-джами остается в центре внимания сторонников религиозно-политической организации Хизб-ут-Тахрир, которые посещают намазы для выражения протеста против освобождения от должности имама мечети».
Источник, близкий к Совету министров Крыма, утверждает, что членами Хизб-ут-Тахрир на сегодняшний день являются около 20 тысяч крымских татар (есть они и в севастопольских селах). Еще один наш источник полагает, что сегодня порядка 80% имамов Крыма сочувствуют Хизб-ут-Тахрир. И планов у партии громадье: сначала сместить нынешнего муфтия, а затем переизбрать председателя Меджлиса Мустафу Джемилева. Необходимое для этого количество делегатов Курултая у Хизб-ут-Тахрир якобы найдется. Распространению взглядов партии, по мнению источника, способствует низкий уровень религиозной культуры нынешнего муфтията, который проигрывает Хизб-ут-Тахрир в духовной дискуссии.
Когда я изложила все собранные факты Шамилю-Военному — активисту так называемых «полян протеста» из Белогорска, он посоветовал не увлекаться и проявить мудрость: «Неужели вы думаете, что наши лидеры, имеющие диссидентское прошлое, прошедшие лагеря и суды, позволят так легко себя сместить каким-то арабским миссионерам? Да и крымскотатарский народ слишком хорошо понимает, что его сила в единстве, и сейчас не время для расколов и борьбы за власть. Ведь на кону земельный вопрос. А Хизб-ут-Тахрир — вовсе не экстремистская партия. Они просто хотят, чтобы люди вернулись к исламу».
Янина ВАСЬКОВСКАЯ
Хизб ат-Тахрир аль-Ислами (араб.) — Исламская партия освобождения — суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 г. в Иерусалиме. Сейчас лидером партии является палестинец Абдул Кадим Заллум, 1925 г. р., проживающий в Иордании. Центр стратегического планирования Хизб-ут-Тахрир находится в Лондоне.
Цель партии — воссоздание единого мусульманского государства халифата, в котором действуют законы шариата. Все немусульманские народы будут обязаны платить дань халифату и за это станут пользоваться его покровительством. Если же немусульманские страны откажутся платить дань, то халиф объявит им джихад (в данном случае — войну против неверных). При этом насильственные действия возможны лишь после создания халифата.
Борьба за реализацию поставленных целей будет включать три стадии, на первой из которых формируется партийное ядро, на второй происходит активное взаимодействие с мусульманской общиной. Третья стадия начинается после установления исламского государства и включает, среди прочего, «миссию донесения ислама до остального мира». Партия не устанавливает сроков воссоздания халифата, рассчитывая в этом вопросе только на «помощь Аллаха».
После приобретения независимости центральноазиатскими республиками деятельность Хизб-ут-Тахрир в этом регионе стала развиваться бурными темпами. Правительства Таджикистана, Киргизии и Узбекистана обвиняют партийцев в терроризме и применяют к ним жесткие репрессивные меры. В 2003 году Хизб-ут-Тахрир была признана террористической и запрещена на территории России.
Среднеазиатские хизбутчики-подпольщики приучены к дисциплине. Каждому члену пятерки ее руководитель дает конкретные задания на неделю, о выполнении которых тот отчитывается. Каждый месяц подпольщик обязан перечислить десятую часть своих доходов на нужды организации. По данным «СГ», такие же правила действуют и в Крыму. Полуостров партийцы относят к оккупированным мусульманским странам, которые халифат должен будет освободить от кяфиров, то есть неверных.
Мнения
Леонид Грач, депутат Верховной Рады Украины
— Я считаю, что Меджлис поощряет деятельность арабских и турецких миссионеров потому, что крымскотатарская среда, которая сейчас относительно спокойна, станет более агрессивной и это даст возможность реализовывать определенные политические задачи. Я вам гарантирую самую неспокойную осень в Крыму. Два лагеря, которые сейчас в Тихой бухте в Коктебеле (татарский и славянский), в схватку пойдут такую, что прольется кровь. Я гарантирую, что это будет не один очаг.
— Почему спецслужбы смотрят на это спокойно, по-вашему?
— Когда мы говорим о спецслужбах, мы предполагаем какую-то суперструктуру. На самом деле, может, они информацией и обладают, но на реализацию национальных интересов не всегда работают. А официальный Киев действует по принципу: разделяй и властвуй. Он использует крымских татар для подавления пророссийских настроений.
Муфтий Крыма Эмирали Аблаев
—15 лет в Крыму развивается ислам. Мы идем по тому же пути, что и тысячу лет назад. Мусульмане здесь всегда жили мирно со всеми иными конфессиями. На протяжении 70 лет наши отцы и деды не изучали свою религию. Не было ни школ, ни медресе, ни мечетей. Но они сохранили традиции и обряды.
— Работают ли в Крыму арабские миссионеры?
— Когда я только приступал к должностным обязанностям, такое было. В 15 селах обучали, и никто не знал: кто и чему. Мы сделали проверку, выезжали на место, спрашивали: как вы читаете Коран, как вы делаете намаз? Все проверили и сказали: хватит, никакие миссионеры здесь обучать не будут. Если у человека мысли, как в Арабии, здесь это не пройдет. У каждого народа свои традиции, никто не вправе вмешиваться и говорить: прав ты или не прав. Если шиит приходит в гости к сунниту, он делает намаз так, как делают его сунниты. И наоборот. А у нас порой приходят в мечеть и говорят: меня один араб научил делать намаз по-ваххабитски. Так нельзя.
— В крымскотатарской прессе писали о том, что некие арабские организации перекупают верующих, оплачивая хадж.
— Было такое в прошлом году. Какой-то миллионер приехал сюда, 300 тысяч долларов привез. Внес их в фонд «2000», его сейчас уже нет. Они пригласили наших стариков, человек 80, оформили им документы. Но с какими мыслями люди вернулись с этого хаджа? Потом они выкупали в селах старые здания и реставрировали их под мечети. Но самое главное — ставили своих имамов. Как это так?! Когда в уставе Духовного управления записано: каждого имама назначает муфтий.
— В миру крымские татары не отличаются внешне. А вот в странах Европы мусульмане носят другую одежду и держатся особняком.
— Я не имею права никого заставлять, а могу только объяснять, что мусульманка должна укрываться. Сегодня крымские татары пьют, танцуют в барах и ресторанах. Что мы их будем палкой заставлять соблюдать Коран? Мы можем только обучать. Просто об исламе много неправды говорят. Однажды в Бахчисарае ко мне подошел русский дедушка и спрашивает: «Сынок, ты муфтий Крыма? Скажи, есть ли в исламе такое, что истинный мусульманин должен зарезать семь русских?» Нет, и в Православии, и в Исламе убивать — это очень большой грех. Мусульманин должен жить в мире с любым соседом, любой национальности и религии, должен помогать. Мы не имеем права оскорблять другую религию.
|
|
|