|
|
|
|
Выборы-2004
Украина: третий тур президентских выборов
Сторонница оппозиции на Майдане Незалежности в Киеве 24 ноября 2004 года
Фото AFP |
«Я обращаюсь к вам, военные, как капитан запаса», — говорил Виктор Ющенко с трибуны очередного многотысячного митинга на Майдане Незалежности. «Он же уже главнокомандующий», — бормочу я, имея в виду то, что несколько часов назад лидер украинской оппозиции принял в Верховной Раде президентскую присягу. «Ну что вы глупости говорите, — сердится на меня женщина, притиснутая толпой. — Он же не имеет никаких полномочий».
Действительно «инаугурация» В. Ющенко не имела никаких легальных оснований. Он присягнул до оглашения Центральной избирательной комиссией окончательных итогов голосования перед 192 депутатами, хотя законодательной силой украинский парламент обладает, если собирается не менее 226 человек.
Похоже, толпа в Киеве, третьи сутки на морозе поддерживающая лидера оппозиции в его президентских претензиях, понимает это. Люди требуют не соблюдения законности, а справедливости. Вообще главная тенденция на Украине — это соскальзывание с политических на абстрактно-гуманитарные лозунги.
«Бог есть любовь», — и такой транспарант несут восставшие. «Ющенко!», — кричит от избытка чувств симпатичная девушка на ступеньках эскалатора метро (обычное поведение для киевлян последние дни). Потом она вдруг добавляет тихо, для себя: «Если он станет президентом, все будет хорошо». Мне хочется уточнить, что именно, но я не решаюсь. Наверное, еще на прошлой неделе эта студентка толково бы рассказала об экономике, внутренней и внешней политике. А сейчас она слишком возбуждена и скажет что-нибудь глупо и общо о свободе, о небе в алмазах, о любви (христианской, имея в виду романтическую). Наверное, только с такими трансформированными мозгами и делаются революции.
Митингующим в Киеве никак нельзя было возвращаться с алмазных небес на грешную украинскую землю. Потому что так самозабвенно можно поддерживать только светлую идею. Например, о преступной власти, укравшей у народного президента его победу. Противостоять силам зла, как в голливудских мультиках, легко и приятно. Но даже по результатам параллельного опроса, проведенного «Нашей Украиной», Янукович набрал 42% голосов (по последним данным ЦИК — 49%). Осознать, что выступаешь против не только «банды», но и миллионов таких же, как ты, граждан, значит поставить под сомнение свое право стоять здесь и сейчас. А это почти контрреволюция.
В тот день, когда киевляне шли на администрацию президента и братались под ней со спецназом, в Севастополе тысячи человек собрались на митинг в поддержку Януковича. Этот митинг совсем не напоминал столичный: свозили по разнарядке на автобусах. Но это вовсе не значит, что люди в нашем городе не поддерживают власть и голосовали за ее кандидата по принуждению. И если киевская вольница победит, многие на юге и востоке страны посчитают, что у них силой вырвали победу.
Сегодня так думают на Западе и в Центре. В минувшее воскресенье некоторые округа в Донецке и Луганске продемонстрировали явку более ста процентов. Объясняется это просто: на специальных автобусах в Украину завезли людей, работающих в России. Это законно. Но оппозиция не могла ответить симметрично и собрать по Португалии и Италии своих нелегально работающих там избирателей.
В день выборов в Винницкой области до десятка участков просто не открылось, потому что в милицию сообщили о их заминировании. Неизвестные в разных уголках страны выливали в урны для голосования чернила, клей, зеленку, кислоту. Это не нарушения, а хулиганство. Юридически доказать причастность власти к этим инцидентам трудно.
Самая большая проблема украинского противостояния — отсутствие арбитра. В США Керри сдался Бушу потому, что уважает пусть и не вполне совершенный закон. В Украине нет института выборщиков. Все просто — нужно сосчитать голоса и присудить победу тому, кто собрал их больше. Да вот беда: граждане не верят тем, кто считает (ЦИКу) и тем, кто проверяет правильность счета (судам). Зато верят различным общественным организациям, утверждающим, что имели место массовые фальсификации. Ценность имеет не закон, а абстрактное чувство справедливости. Поэтому все решает площадь.
Она — главный герой политических новостей все последние дни. О Кучме украинскому народу напомнили только вечером во вторник, зачитав по телевизору обращение о том, что он готов к переговорам с Ющенко. О Януковиче было сообщено лишь то, что его поздравил с победой Президент России Путин. Сам лидер оппозиции мелькал на экранах гораздо чаще, но только на митингах. Площадь короновала его, приняв нелегитимную присягу на Майдане Незалежности. Таким образом, у Украины сейчас три президента, и все виртуальные. Единственная реальность — многотысячные толпы на улицах городов.
Похоже, что в этом хаосе все чувствуют себя неуверенно, кроме Юлии Тимошенко. Она одна в революционной стихии как рыба в воде. На митинге во вторник Ющенко попросил народ собраться для каких-то таинственных целей, которые он огласит завтра. Потом его соратник Юрий Костенко туманно намекнул, что нужно найти подходящую администрацию для народного президента. И только леди Ю была предельно конкретна. Когда она подошла к микрофону, зеленый лазер пронзил площадь. «Видите направление. Двигайтесь!», — сказала Тимошенко. И толпа двинулась к администрации Кучмы.
В то, что случилось потом, люди, отслеживавшие события по Интернету, не могли поверить. Спецназ дрогнул и расступился. Восставшие тут же украсили бойцов оранжевыми ленточками. Юлю поднесли к дверям администрации на омоновском щите. Ющенко подошел сам. По всем революционным законам нужно было врываться в помещение, но лидер оппозиции предпочел скрыться на какие-то таинственные переговоры. В те минуты, когда пишется этот материал, есть четкое предчувствие, что отказ от правил жанра станет для него роковым.
Янина ВАСЬКОВСКАЯ, спецкорр. «СГ», Киев
|