ЧП
«Монастырь над рекой». Автор — Василий Поленов (годы жизни 1844-1927), написана в 1898 году; материал — холст; техника — масло; размер 24х40 см. С правой стороны к центру полотна спускается к реке склон горы, заросший лесом, среди которого видны здания монастыря. Вдали — коса, покрытая растительностью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. В нижнем левом углу розовой краской надпись «1333». Справа в нижнем углу подпись автора В. Поленова.
Верните Поленова
Картину Василия Поленова «Монастырь над рекой» в Художественном музее им. М. Крошицкого воры подменили фотокопией.
Подделку обнаружил в субботу, 17 сентября, один из посетителей музея, гражданин России, усомнившийся в подлинности картины. По его мнению, без содействия сотрудников музея не обошлось. Сами сотрудники категорически эту версию отвергают, ссылаясь на то, что супруг директора музея Натальи Бендюковой — полковник МВД в отставке, поэтому ни о каком сотрудничестве с похитителями не могло быть и речи. Еще два года назад ходили слухи, что фондовые ценности музея переправляются за границу. Правоохранительные органы подтверждения этой версии не нашли.
Как рассказала директор музея Наталья Бендюкова, вся проблема заключалась в том, что в бюджете не находится средств на охрану милицейского поста на втором этаже, где расположены самые ценные экспонаты. «Перманентный ремонт одного из уцелевших послевоенных зданий Севастополя косвенно помог ворам продумать похищение, — говорит Н. Бендюкова. — Сигнализации как таковой в музее нет, картина держалась на веревках, и, когда после экскурсии один из знатоков — посетителей усомнился в подлинности экспоната, мы не поверили в наглость, с которой могло быть совершено подобное преступление».
Щиты в залах Художественного музея, на которых висят картины, закрывают обзор смотрителям залов |
По словам начальника управления культуры Александра Рудометова, стоимость украденного произведения составляет $8-10 тысяч. Он полагает, что речь идет о спланированной акции, которую провели севастопольские художники-контрабандисты. По неофициальной версии, которую высказал один из штатных сотрудников музея, на европейском рынке стоимость картины размером 24х40 см поднимется до $150 тысяч, а спланировать ее похищение было легко: днем вместо охранников работают женщины пожилого возраста, которые редко обращают внимание на посетителей музея. Как утверждает случайный свидетель кражи картины Олег Мельников (Санкт-Петербург), вся процедура заняла меньше двух минут: раму картины сначала надкусили плоскогубцами, после чего ее место заняла фальшивка.
В настоящее время УМВД Украины в г. Севастополе организованы мероприятия по розыску похищенной картины и установлению лиц, совершивших данное преступление. За информацию, способствующую раскрытию кражи, назначено вознаграждение, сообщается на сайте ЦОС УМВД. Телефон дежурной части УМВД Украины в Севастополе 54-64-64, 59-44-01, телефон доверия 54-02-54.
О величине вознаграждения в ЦОС УМВД рекомендовали справиться у начальника криминальной милиции Севастополя Игоря Михалева. И.Михалев информацию о вознаграждении не подтвердил, а на вопрос, из каких средств оно может быть выплачено, предположил, что средства найдет городская госадминистрация или спонсоры.
Надежда СВЕТЛИЦКАЯ
22 сентября — день льготного обслуживания пенсионеров в Художественном музее |
Идите в музей, там есть что еще посмотреть
Севастопольский художественный музей им. М.Крошицкого основан на базе художественного музея Ялты, созданного из частных коллекций Южного берега Крыма и летней императорской резиденции в Ливадийском дворце, национализированных в 1920 году.
В 1927 году часть ялтинской коллекции была передана Севастополю и дополнена произведениями живописи из государственного музейного фонда, центральных музеев Москвы и Петербурга. В период Великой Отечественной войны основная часть художественных ценностей была вывезена и героически сохранена директором Севастопольской картинной галереи М.Крошицким, имя которого впоследствии присвоено музею.
Первоначально коллекция насчитывала около пятисот произведений. В настоящее время в музее свыше восьми тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В их числе — уникальные памятники Возрождения, картины «малых голландцев « и фламандских мастеров, произведения французского искусства XVII-XVIII веков, образцы мейсенского фарфора и западноевропейской бронзы, полотна русских и украинских живописцев XIX века, произведения современного искусства.
Ежегодно музей экспонирует до 15 выставок, принимает 100-150 тысяч посетителей, проводит более тысячи экскурсий и лекций, около ста массовых мероприятий. В последнее воскресенье каждого месяца в Художественном музее проводится день открытых дверей.
Кстати
Кражи в музеях — не редкость
Кража картин из музеев явление распространенное. В России в прошлом году даже прошло Всероссийское совещание по поводу «одной из самых насущных проблем современного искусства — его тотального грабежа». Как сказал главный специалист отдела музеев Минкульта России Александр Серпенский, в любом провинциальном музее есть хотя бы один предмет, достойный Эрмитажа или Лувра. Видно, в криминальном мире об этом знают не хуже, чем в Минкульте, поскольку в прошлом году в России было зарегистрировано 1680 хищений из музеев и библиотек.
Но поскольку денег на системы охраны провинциальных музеев категорически не хватает, сотрудники правоохранительных органов советуют музейщикам и библиотекарям с целью профилактики воровства «повышать смекалку и изобретательность». Как свидетельствует практика, грабители действуют по принципу «лучше меньше, да лучше», и, как правило, виновата не техника, а человеческий фактор. В Астрахани, например, была выявлена подмена картины Айвазовского, а основным фигурантом по уголовному делу проходит директор музея.
В этом году из Новосибирской картинной галереи украдено полотно кисти Айвазовского «Корабль на мели». Небольшая картина (46 на 65 см) была передана из Русского музея и, по данным специалистов Новосибирской картинной галереи, оценивается в сумму от 120 до 150 тыс. долларов. Правда, оценочной экспертизы полотно ни разу не проходило. Поэтому истинной стоимости украденной работы Айвазовского никто не знает.
Похитителя уже успели записать чуть ли не в суперпрофессионалы. Однако местные СМИ выяснили, что на пути злоумышленника трудностей не было. Во-первых, на стене галереи, по которой на второй этаж поднялся похититель, закреплена металлическая труба, а выступы здания послужили преступнику удобной лестницей. Он легко выставил стекла окна, потом срезал шнур, на котором висела картина, затем так же спустился вниз и скрылся. На всю операцию преступнику понадобилось меньше минуты. Следственный эксперимент, который ставила милиция на следующий день, дал результат в 55 секунд. Контрольное время, за которое на сигнал тревоги должен прибыть на место происшествия экипаж вневедомственной охраны, три минуты.