14 февраля — День влюбленных
Карта романтических отношений в «Средней школе Джефферсон» — это одна огромная сеть и несколько маленьких. Черные точки — молодые люди, серые — девушки. Цифры справа показывают число мини-сеток данного типа
Отношения подростков похожи на схему метро
Ее зовут Маша, она любит Сашу, а он любит Олю... Но Маша готова простить его снова, опять бросить Вову... Помните песенку? А для кого-то это научная работа. Впервые в истории социологии ученые составили карту интимных отношений подростков в целой, отдельно взятой школе. Американской.
Результаты своего исследования опубликовали недавно социологи из университетов Columbia University, Ohio State University и University of Washington. Они взяли некую среднюю школу в городке средней величины на Среднем Западе США, назвав ее условно «Средняя школа Джефферсон». В 1995 году, когда проходила основная часть исследования, ученые провели опросы, подробно выяснив — как складывались романтические и интимные отношения у «населения» школы на протяжении 18 месяцев (между 1993-м и 1995 годами). А затем принялись составлять компьютерные модели, чертить графики и карты. Зачем? Понимание скрытых механизмов взаимоотношений в такой среде, пояснили авторы проекта, поможет медикам эффективнее бороться с заболеваниями, передающимися половым путем.
Банальная, казалось бы, задача принесла социологам массу сюрпризов. Выяснилось, что законы, по которым формировалась сексуальная сеть «Джефферсон», отличались от законов, по которым функционируют аналогичные сети связей во взрослой популяции. Во взрослой среде есть небольшая группа сексуально активных людей, которые имеют много партнеров и, таким образом, связывают множество других лиц (если говорить о возможном пути распространения болезни, попадающей в такую сеть). Это можно уподобить карте авиалиний со сравнительно небольшим числом крупных узлов и прямыми между ними.
Схема отношений в подростковой среде оказалась ближе к «сельской телефонной линии» — центральный кабель и множество ответвлений, в свою очередь, имеющих меньшие ответвления.
В «Джефферсон» 573 студента из тысячи учащихся заявили об интимных связях. Многие из них составляли устойчивые пары, не имевшие отношений ни с кем другим. Многие имели двух партнеров (как в один период, так и в разное время — помните «опять бросить Вову»?). И, конечно, они не имели ни малейшего представления о полной картине происходящего, да еще на протяжении длительного времени, когда привязанности менялись.
Эту общую картину получили авторы исследования и сильно удивились. Оказалось, что отношения в школе сформировали несколько замкнутых сетей, не пересекающихся между собой. Большинство из этих сеток насчитывало 3, 4, 5 и так до 15 человек, но одна — объединила сразу 288 человек (это более половины из всех студентов школы, заявивших исследователям о романтических отношениях). Только по закономерностям этой сети можно писать диссертации. Она напоминает карту метро с радиальными линиями и кольцевой. Двух самых удаленных людей в этой сети связывало всего 37 промежуточных шагов. Социологи выяснили, что подростки (большей частью) следуют, причем интуитивно, не задумываясь, правилу: «Девчонка A не станет встречаться с бывшим парнем девчонки, которая является нынешней подружкой парня, бывшего ранее ее (девчонки A) парнем». Аналогично поступали и молодые люди. Именно поэтому не формируются ядра, говорят ученые, а создаются ветвящиеся цепи.
Увы, насколько законы типичной средней школы в США применимы к школам в других странах — неизвестно. Тут большое поле для деятельности местных социологов.
По материалам научно-популярного интернет-журнала www.membrana.ru
|
|
|