Обновлено: 17.10.07
Реклама в «Севастопольской газете»  : :  Реклама в газетах Украины
Что такое RSS | RSS 2.0
Севастопольская газета
ГлавнаяО газете
Добавить в избранное
Сделать стартовой
Расширенный поиск
Добавить в избранное
Я — потребитель!

Это трудное дело туризм

Главная | 2007 03 01 | 13:04 01.03.07

Как только курортный сезон замаячит на горизонте, тема туризма всплывает с завидным постоянством

Севастопольский информационный центр развития туризма 17 февраля собрал за «круглым столом» бизнесменов и чиновников разных уровней, вплоть до министра курортов Крыма, чтобы выяснить: севастопольский туризм — это миф или реальность.

Историческая декорация

Вроде бы все очевидно — порт, аэропорт, железная дорога, море, пляжи, климат, история, пейзажи, археология, архитектура, уникальные объекты. Бери и делай. Инфраструктуру, гостиницы и т.д. И — собирай деньги. Но не тут-то было. Севастополю усилиями политиков и прессы создан весьма своеобразный имидж. В результате огромному числу людей в разных странах кажется, что вся жизнь в Севастополе крутится вокруг темы Черноморского флота, маяков и вопросов государственной принадлежности. Имидж политически нестабильного региона, в котором якобы вот-вот произойдут какие-то страшные конфликты, — главное препятствие будущего туристического развития города. Преодоление этого имиджа — одна из исходных задач, которую должна решить новая туристическая стратегия Севастополя.

Сегодня туристическая функция города (в большей степени) — это историческая декорация (причем несколько однобокая), куда сотни тысяч людей приезжают на несколько часов. Профессионалы туристического бизнеса понимают с полуслова, что на одной «экскурсионке» бизнес не построить.

Собравшись на два часа, чиновники и бизнесмены обсуждали проблемы в три раза дольше. В ходе дискуссии обнажились и простые, и сложные задачи: билеты для группы приходится заказывать за 45 дней, автопарк старый у турфирм, пляжи грязные и покормить туристов, чтобы удовлетворить все их пожелания, пока что трудно. Торжественно отчитался о своих достижениях Херсонесский заповедник. Хотя, по мнению руководителя Таврического института регионального развития Бориса Клименко, Херсонес летом — это самый дорогой пляж, а вовсе не центр туризма, нельзя в одни ворота пропускать в музей, на пляж и в храм.

Говорили о таком явлении, как «крымское туристическое хамство». По мнению туроператоров, именно это уже сформировало у туристов из Украины и России устойчивое негативное представление о крымском туристическом сервисе. Недооценка именно этой проблемы властями курортных городов Крыма привела к тому, что высокие ожидания власти, населения и бизнеса, связанные с туризмом, сегодня не оправдываются. По сути дела, именно недоброжелательность персонала и провинциализм сервиса, то есть «человеческий фактор», делает не очень рентабельными многомиллионные инвестиции в гостиницы, бассейны и аквапарки.

Всем миром навалимся на туризм

Особой проработки требует стратегия бюджетной эффективности туризма. Эта проблема в Украине в целом вообще серьезно не изучена. Считается само собой разумеющимся, что чем больше туристов — тем больше прямых и косвенных доходов у бюджета разных уровней и у населения. На практике это либо не совсем так, либо даже совсем не так. Так, несмотря на все усилия властей АР Крым — крупнейшего туристического региона Украины — в последние 10 лет, вклад туристической отрасли в формирование сводного бюджета АРК, по оценкам экспертов, реально не превышает 7-10%. При этом в последние два года крымский туризм, несмотря на все усилия и инвестиции, проигрывает в конкурентной борьбе Турции, Египту, Черногории, Хорватии, Северной Африке, Испании и др.

Как отметила депутат Севастопольского горсовета, председатель совета общественной организации «Севастопольский информационный центр развития туризма», генеральный директор туристической фирмы «Ласпи» Елена Баженова, опыт показал — получить рост доходов в бюджет от роста туристического потока для властей Севастополя оказалось очень непростой задачей. Часто получается наоборот — рост бюджетных доходов и благосостояния местного населения незначителен, а нагрузка на коммунальную инфраструктуру (дороги, вода, тепло, медицина…) и окружающую среду и объекты показа — многократно возрастают. В этом смысле Севастополь, обладающий множеством объектов показа вне рамок музеев, особенно уязвим: не нужно быть большим экономистом, чтобы сказать: на сегодняшний день огромный однодневный экскурсионный поток, по большому счету, городу не особенно выгоден.

На «круглом столе» не прозвучала Программа десяти шагов, которые смогли бы повысить рейтинг Севастополя как серьезного игрока на туристическом рынке. Но было официально объявлено о создании в Севастополе Общественной организации «Севастопольский информационный центр развития туризма» как общественной инициативы, призванной стимулировать и координировать практические шаги различных заинтересованных сторон, чья управленческая, предпринимательская или творческая деятельность связана с развитием туризма в Севастополе. Данная общественная организация создана на стыке власти, бизнеса и общественности. Попечительский совет возглавил председатель Севастопольского городского Совета Валерий Саратов.

Созданной организации сразу придется браться за работу, поскольку СГГА передала в горсовет Концепцию развития туризма в Севастополе. Мягко говоря, концепция сделана непрофессионально, изобилует как филологическими, так и фактическими нелепостями. Рассмотрев ее, постоянная комиссия горсовета по делам культуры, молодежи, туризма и спорта предложила вынести ее на общественное обсуждение и передать для оценки в научные и методические центры учебных заведений Севастополя, где изучается туризм, и предложить общественным туристическим организациям дать свое заключение по данной Концепции.

Советы от министра

Министр курортов и туризма Автономной республики Крым Владимир Савельев посоветовал руководству Севастополя разработать систему брендов: «Мы привлекаем туристов в крымские города, так как у них есть свои бренды: Феодосия — это Айвазовский, Ялта и Гурзуф — это Чехов, а Севастополь мог бы привлечь западного туриста темой Крымской войны и развивать православный туризм. «Есть у вас и состоявшийся бренд — Балаклава, сейчас в Крыму модно поехать в Балаклаву, поесть рыбы в балаклавских ресторанах», — считает чиновник. По мнению В.Савельева, количество нелегальных отелей на Фиоленте, в Голубой бухте и другие косвенные показатели говорят о том, что Севастополь — второй по популярности город на полуострове после Ялты».

Рихтун Татьяна

Просмотров: 307
Комментарии
Главная | Архив | Поиск | Прочитано BIM'ом
Лента новостей

Вопрос / ответ

— Можно ли применять ароматерапию при лечении целлюлита? И что это за заболевание?

Все статьи раздела «Вопрос / ответ»

Последние комментарии
  Copyright © «Севастопольская газета»
Использование материалов с сайта газеты в любой форме без письменного согласия редакции не допускается!
    Тел./факс редакции:
+38 (0692) 55-74-66
  E-mail:
99011, Украина, Севастополь, ул.Батумская, 34
   Информационный портал ОГО.ua