Главным организатором будущего памятника выступила севастопольская городская организация «Партия Зеленых» и председатель ее координационного совета Сергей Джамаль, в частности. Он напомнил, с чего все начиналось:
— Я хочу, чтобы Севастополь перестал считаться только военным городом. Хочу, чтоб он развивался и как туристический центр. Одной из достопримечательностей, согласитесь, является Балаклава. Сколько исторических личностей в ней побывало! Но почему-то памятник установлен только Лесе Украинке. Мы решили восстановить эту несправедливость. 27 мая 2005 года вышло распоряжение №643-р СГГА «О сооружении памятника Куприну А.И.».
На суд жюри, состоявшего из представителей управлений культуры, архитектуры города и властей Балаклавы, поступили работы не только местных скульпторов, но и мастеров из Москвы и Санкт-Петербурга. Победили севастопольцы. Как рассказал Станислав Чиж, им с Григорьянцем выплатили тысячу гривен на двоих за победу, как и было заявлено в программе и условиях конкурса. Но тут-то все и закончилось.
Городская администрация передала все полномочия по установке памятника Балаклавской РГА. Начальник отдела госслужбы культурного наследия Управления культуры СГГА Светлана Шевченко: «Мы координировали проект только в правовом поле. С точки зрения закона все было сделано правильно. Был выделен даже госакт на землю под памятник. Вопрос встал лишь за финансированием». Начальник отдела культуры и туризма Балаклавской районной госадминистрации Елена Волкова проясняет ситуацию дальше: «Денег на памятник не поступило. В декабре прошлого года мы написали письмо в «Партию Зеленых». Ответа на наш запрос не поступило».
Проекты памятника Куприну, представленные на конкурс в 2006 году
Хочу идею!
Почему не поступили средства на памятник Куприну, С.Джамаль объясняет просто — не нравятся предложенные на конкурс проекты. По его словам, скульпторы как будто не доросли до Балаклавы. Объявляя конкурс, организаторы хотели увидеть идею. А скульпторы в итоге не поднялись выше надгробных памятников, как говорит С.Джамаль. Он считает, что во всех предложенных работах нет портретного сходства с писателем. Поэтому надо было бы вместо этого предложить какую-нибудь идею. Так что лично предпринимателю из всех проектов ближе один, представляющий собой перо в стакане, который стоит на тарелке рядом с барабулькой. «Вот это Куприн — сразу чувствуется. Балаклаве нужны легенды, привлекающие туристов». С.Джамаль не возражает против проекта С.Чижа, но, как говорит предприниматель, хочет стимулировать скульптора на новые роды.
— Поэтому хорошо, что вы обратились к этой теме, я хочу скандала. Хочу, чтоб был новый конкурс, который растормошит скульпторов, заставит их мыслить творчески. Хотя, если ничего не получится, то я готов финансировать прежний проект Чижа хоть сейчас. Деньги есть, — поясняет С.Джамаль. Хотя в Положении о проведении конкурса четко сказано, что «решение жюри конкурса является окончательным и не может быть изменено, в том числе и организаторами конкурса».
Вернуть в народ
Народный художник Украины Станислав Чиж так рассказывает о своем проекте:
— Мой Куприн стоит в свободной позе, как бы легко облокотившись о решетку набережной. Писатель пристально смотрит в даль бухты, как будто увидев заходящие в бухту лодки с его любимыми рыбаками — листригонами. Мы хотим сделать памятник «рабочим», чтоб с ним могли фотографироваться туристы. Ведь еще Горький советовал Куприну: «Иди в народ!» К этому Александр Иванович и стремился. Он старался быть предельно простым в общении с людьми. Я специально перечитывал воспоминания его жены Куприной-Иорданской. Поэтому считаю, памятник и должен быть таким — простым. Мне кажется, неправомерным искажать образ писателя, изображая его рыбаком или пьяницей за столиком. У каждого есть свои слабости, но потомкам не стоит на них акцентировать внимание. А памятник, воплощающий героев его рассказов, можно поставить в конце набережной, например, около «Избушки рыбака». Также мне достали фотографии Куприна тех лет, когда он посещал Балаклаву, — на них я и ориентировался в проработке лица и фигуры писателя.
Два взгляда на памятник
В этом споре есть еще и третья сторона — жители Балаклавы, представленные в основном местными чиновниками. Проект С.Чижа их тоже не совсем устраивает.
— Выходишь с площади на набережную Назукина, а там спиной к идущим кто-то стоит. Это Куприн, — поясняет недовольство балаклавцев начальник отдела культуры Балаклавской администрации Елена Волкова.
Хотя С.Чиж полагает, что это должно заинтриговывать туристов и они скорее будут обращать на памятник внимание.
— Уж если где ставить, то у библиотеки имени Куприна. Выше находится улица, также названная в его честь. Увидев памятник там, кто-то заинтересуется его творчеством, — зайдет в библиотеку, возьмет его книги почитать. Тем более, что таким образом мы сможем сохранить здание библиотеки в коммунальной собственности района. Поскольку на ее территории будет находиться памятник, то тогда по закону в радиусе ста метров запрещена любая коммерческая деятельность, — добавляет Е.Волкова.
Скульптор Чиж на это возражает, что возле здания библиотеки место для памятника неудачное — зауженное и затемненное.
— Тем более фигура в стиле барокко будет смотреться неуместно возле довольно незатейливо выстроенного здания библиотеки. Кроме того, памятник не будет «рабочим». Библиотека находится в глубине набережной — мало кто из гостей города добирается туда во время экскурсии.
Балаклавским чиновникам по душе проект местного скульптора Владимира Суханова, чей Куприн занял второе место в конкурсе. Балаклавский мастер изобразил писателя за столиком на набережной. Балаклавская администрация хочет сделать памятник коммерческим. По сведениям директора Объединенного русского культурно-исторического центра «Отечества» Александра Лазебного, с туристов будут брать деньги за возможность сфотографироваться, сидя за одним столиком с Куприным.
Тем временем
В городе многие возмущены такой неопределенностью в ситуации с народным скульптором и памятником. К примеру, председатель Севастопольской городской организации ветеранов ВМСУ вице-адмирал в отставке Николай Клитный полагает, что городу памятник Куприну просто необходим. И именно такой, каким его видит С.Чиж:
— Его Куприн целеустремленный. Застыл в ожидании своих друзей-рыбаков, которые привезут ему вместе с уловом рыбы и новые истории, — материал для очередного рассказа. А что касается неопределенности в позиции Сергея Джамаля, то я считаю их в некоторой степени противозаконными. Конкурс проводился открыто на высоком уровне. Каждый мог свободно высказать свое мнение. В том числе и Джамаль. Если уж не понравились предложенные работы, то, по-моему, об этом стоило заявить сразу. А так его действия похожи на царственный жест. Но сейчас другие времена и за свои обещания нужно отвечать.
Депутат Балаклавского районного Совета Андрей Соболев удивлен «всем этим паноптикумом»:
— Во-первых, Куприн — первый писатель такого уровня, который, как сейчас говорят, пропиарил Балаклаву. Поэтому, если уж взялись устанавливать ему памятник, то нельзя подходить к делу как бы между прочим. Во-вторых, год прошел, а так и непонятно, в чем же мы участвовали? Никто не хочет брать ответственность и доводить до конца начатое. Как чиновники могут решать, какой проект утвердить окончательно, когда надо прислушиваться к мнению народа — балаклавцев, — которым жить с этим памятником. В-третьих, мне неясна позиция господина Джамаля. Он лично подписал договор о финансировании проекта. А в течение года ничего не сделал. Так что я считаю, надо забыть Джамаля. Он свою роль отыграл — инициировал конкурс. А дальше лучше самим искать альтернативные источники, где взять денег на памятник.
Народный художник С.Чиж этим как раз и решил заняться. По его словам, на изготовление 190-сантиметрового Куприна надо 20 тысяч долларов. Предлагается отлить памятник в долг, потом надо организовать самое дешевое издание «Листригонов» и продавать его рядом с монументом по минимальной цене. Проект окупится, считает скульптор. Кроме этого, друзья надоумили С.Чижа написать письмо Никите Михалкову в Москву как председателю «Фонда культуры». Авось, поможет.
— Что такое 20 тысяч?! Сейчас уже и «Мерседес» на такие деньги не купишь, — говорит мастер.
Пока суть да дело, в мастерской скульптора появляются все новые переходные модели Куприна — фигурки по 30-50 см. Куприн в шляпе, Куприн без шляпы, Куприн на скамейке и Куприн у ограды набережной.
Кстати
Объединенный русский культурно-исторический центр «Отечество» подал заявление в постоянную комиссию горсовета Севастополя — представление о присвоении Станиславу Чижу звания «Почетный гражданин города».
Смотри также...