Новости Севастополя

Указатель ветра

Чаще всего севастопольцы заказывают флюгеры в виде кораблей, иногда — петухов

Флюгер с давних времен служил и земледельцам, и морякам показателем ветра, который многое значит в погодных явлениях. Зная, откуда дует ветер, они определяли, можно ли начинать сеять и пора ли выходить в море. Севастопольцы чаще всего заказывают флюгеры в виде кораблей.

Флюгер с давних времен служил и земледельцам, и морякам показателем ветра, который многое значит в погодных явлениях. Зная, откуда дует ветер, они определяли, можно ли начинать сеять и пора ли выходить в море. Севастопольцы чаще всего заказывают флюгеры в виде кораблей.

Кроме функциональности, у флюгера есть и другая сторона — символическая. На главной башне ставили флюгер в виде символа города. Богатые люди выбирали указатель ветра в виде фамильного герба или знаков зодиака, изображений богов, героев мифов и сказочных героев. В славянской мифологии считалось, что флюгер имеет магическое воздействие. Например, флюгер-петух был символом сторожа, а утка — изобилия.

Флюгер в современном доме — и украшение, и функциональный предмет. Для кого-то увидеть направление стрелки флюгера значит больше, чем узнать прогноз погоды. А кому-то флюгер нравится просто потому что это красиво. Современные флюгеры — не только декоративный элемент, они могут выполнять несколько функций. Например, совмещать вентилятор и вытяжку, причем без подключения к электричеству, а благодаря ветру.

На крышу на подъемном кране

Для изготовления флюгера должны быть рассчитаны его размеры в соответствии с высотой и размерами здания, на которое его предполагается установить. «Заказчик решает, что бы он хотел видеть, мы стараемся сделать его соавтором изделия», — говорит Сергей Великохатский, директор предприятия «Дизайн+», которое занимается изготовлением кованых изделий.

В среднем его размер составляет около 50-80 см в диаметре. Этого достаточно, чтобы флюгер заметили прохожие. К тому же слишком большое кованое изделие будет трудно водрузить на крышу. В одиночку установить флюгер практически невозможно. Его поднимают на крышу подъемным краном, но бывают ситуации, когда к дому на кране не подъехать — рабочим приходится поднимать его по пожарной лестнице. Флюгер среднего размера весит немного — чуть больше 20 кг, чтобы монтажники, которые будут его устанавливать, смогли удержать изделие в руках. С крыши флюгер упасть не может, потому что крепится надежно.

Чтобы правильно установить флюгер, нужно точно определить стороны света. Делается это обычным компасом. Сам флюгер устанавливается на крышу на оси и крепится через подшипник, на котором вращается. Если конструкция большая и тяжелая, заставить ее вращаться сможет только сильный порыв ветра. В таких случаях флюгер устанавливается неподвижно, а вращается дополнительная легкая и подвижная стрелка.

По словам С.Великохатского, главная проблема установки — подшипник, на котором стоит флюгер. Если соединительный элемент немного поржавеет или в него попадет пыль, флюгер будет вращаться плохо. Часто смазывать подшипник невозможно, ведь на крышу трудно забраться. Чтобы избавить заказчиков от этой проблемы, изготовители флюгеров производят сложные расчеты, чтобы обеспечить систему вращения флюгера. Он простоит без проблем больше десятка лет, а при надобности флюгер можно будет снять, почистить, смазать и снова поставить на крышу.

Петухи и парусники

Чаще всего севастопольцы заказывают флюгеры в виде кораблей, иногда — петухов. Некоторые заказчики хотят флюгер с изображением своих инициалов. Флюгер — это произведение искусства, ручная работа. Каждый существует в единственном экземпляре. Сначала разрабатывается эскиз, потом делается вручную каждая деталь, детали привариваются друг к другу и обрабатываются. Процесс можно сравнить только с изготовлением ювелирного украшения. Потому и стоимость высокая — от $100 до $300.

Опытному специалисту на изготовление флюгера нужна неделя. Это не просто ковка, но и обработка поверхности изделия, ведь его элементы имеют разную форму, где-то расширяются, а где-то сужаются. Готовый флюгер можно покрасить в любой цвет.

По словам С.Великохатского, флюгеры-парусники делать труднее всего. Нужно добиться максимального сходства с морским судном. Корпус и мачты у такого флюгера — кованые, а паруса и флаги изготавливают из прочной мелкой сетки.

Украден как художественная ценность

— Каждая работа запоминается особо, потому что проходит через душу, — уверен С.Великохатский. — Я всегда говорю рабочим: «Сделал работу, погладь ее рукой, чтобы она почувствовала тепло». Металл, в который не вложена душа, будет мертвым. А чтобы заказчик увидел готовое изделие и ахнул, нужно любить то, что делаешь, и работать с душой. Мы сделали больше трех десятков флюгеров, в основном для частных домов и пансионатов. Понятно, что на пятиэтажку флюгер поставить некуда, разве что на балкон. А любой современный частный дом — это архитектурное произведение, логическим завершением которого и является флюгер.

Был случай, когда мы установили флюгер на недостроенный неохраняемый объект, а на следующее утро флюгер исчез. Честно говоря, нас это радует — значит, флюгер имеет художественную ценность, ведь понравился же кому-то до такой степени, что захотелось залезть на крышу и украсть.

comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter