Новости Севастополя

Спасение придет

За каждого спасенного — звездочка на машину

В воскресенье, 24 августа, исполняется 50 лет командиру Севастопольского горноспасательного взвода Игорю Жемкову. Он занимался альпинизмом, горным туризмом, спелеологией, и в результате стал спасателем. Командир и его коллеги рассказали «СГ», каково это — спасать людей в экстремальных условиях.
В воскресенье, 24 августа, исполняется 50 лет командиру Севастопольского горноспасательного взвода Игорю Жемкову. Он занимался альпинизмом, горным туризмом, спелеологией, и в результате стал спасателем. Командир и его коллеги рассказали «СГ», каково это — спасать людей в экстремальных условиях.
У И.Жемкова множество наград — медаль за спасение пострадавших при землетрясении в Армении в конце 80-х, звание Героя-спасателя года, награды от МЧС за достижения в службе.

— Первое удостоверение спасателя-общественника я получил 27 лет назад — в 1981 году, — вспоминает спасатель. — Раньше в штате спасательного отряда было только два человека — командир и инструктор. Остальные — общественные спасатели, то есть наиболее подготовленные альпинисты и спелеологи, которые прошли подготовку на базе контрольно-спасательного отряда.

Несколько пострадавших за день

Горноспасатели выезжают на помощь не только тем, кто терпит бедствие в горах. Этим летом, например, поднимали мужчину, который упал в отверстие между краем скальной выемки и забором стадиона на Корабельной стороне.

А на прошлой неделе, в субботу, 16 августа, эвакуировали мужчину, утонувшего на Фиоленте в районе маяка.

Со скал падают и поодиночке, и по двое, а за одни сутки может случиться несколько происшествий — и везде надо успеть.

Спасатели вспомнили случаи, произошедшие летом позапрошлого года. Двое рабочих приехали на стройку на Фиолент, разместились на базе «Каравелла». В тот день они пришли на стройку пьяными, и их прогнали. Товарищи решили выпить еще, после чего отправились к морю ловить крабов. Около трех часов дня они оба соскользнули с тропинки, идущей по краю обрыва, и упали. Происшествия никто не заметил. Нашли их только на следующий день утром — один мужчина погиб, другой получил тяжелую травму ноги.

В пять вечера того же дня спасатели ездили выручать девушку. Возвращаясь с дикого пляжа, парень с девушкой разошлись во мнениях, куда идти. Он пошел одной тропинкой, она — другой. Он поднялся наверх — девушки нет. Через некоторое время девушка ответила ему по телефону, что куда-то упала. Спасатели нашли ее в местечке, загороженном камнями. Оказалось, что девушка съехала по склону около сорока метров вниз и получила множество травм. Спасатель Федор Патлаенко добрался до нее и поднимал, закрывая собой от падающих камней. Пострадавшую доставили в реанимацию, она выжила.

18-часовые поиски в горах

— Определить, хороший был вызов или плохой, можно, во-первых, по эффективности, — говорит сотрудник горноспасательного взвода Александр Ступак. — А, во вторых, по личным ощущениям — получил удовольствие от работы или нет. Хорошо, когда пострадавший не создает особых проблем, когда нужно работать, когда добиваешься результата. А бывают такие вызовы, что хоть увольняйся.

— Это когда приходится долго бродить по скалам в поисках пострадавшего, — объясняет И.Жемков. — В то время как сам пострадавший не может внятно сообщить по телефону, где находится: «Идучи от Гончарного, я пошел к морю».

Определять местонахождение начинаем с локализации. Где находишься — в Балаклаве, в Севастополе, в пригороде. Что видишь перед собой?

Когда не получается раздобыть катер, чтобы подойти к месту с моря, приходится подолгу блуждать — бывало, что поиски занимали от 12 до 18 часов. Выехали на два часа, а вернулись через трое суток. Трудно проводить поиск ночью — люди, как правило, в горы фонариков не берут, маякнуть ничем не могут.

Иногда спасателей к месту происшествия доставляют катера — пограничные, рейсовые, частные.

— Прошлым летом на Золотой пляж в Балаклаве нас отвез рейсовый катер, который стоял с людьми на борту и ждал, пока мы приедем на набережную, — рассказывает А.Ступак. — Однажды мы сняли со скалы двух детей. Их мама была так счастлива, что прислала за нами катер. Неоднократно помогали балаклавские рыбаки, они забирали нас из Балаклавы и привозили на место происшествия, ждали и увозили обратно.

За каждого спасенного — звездочка на машину

И на службе, и в отпуске, и дома, и на отдыхе у спасателей нет возможности расслабиться. — Даже если ты сидишь в кино, и тебя вызывают — нужно немедленно ехать, ведь если ты не приедешь, риск разделится на меньшее количество людей, — говорит И.Жемков.

Самое распространенное происшествие в окрестностях Севастополя — падение со скал и обрывов. При падениях с большой высоты пьяным везет больше, чем трезвым.

— Если рассматривать проблему пьянства наших клиентов, приходишь к выводу: был бы трезвый — убился бы, — говорит А.Ступак. — Но, с другой стороны, трезвый вряд ли полезет на край обрыва.

Горноспасатели с января прошлого года начали вести подсчет тех, кого спасли.

— Клеим звездочки на машине, — говорят они. — Сейчас их 44, а людей мы спасли 46. Просто звездочки закончились. Судьбой некоторых мы интересуемся — звоним в больницу, бывает интересно — как сложилась судьба человека. Как правило, связи с ним после спасения рушатся. Хотя один парень из Днепропетровска, которого мы сняли со скал, специально приезжал, чтобы в поход с нами сходить.

И.Жемков признался, что переживает на каждых спасательных работах: «Но, скорее всего, уже есть определенный профессиональный цинизм, что-то вроде иммунитета».

— Как-то ездили на спасработы — пьяный мужчина упал с обрыва, — вспомнил Ф.Патлаенко. — Когда полезли доставать, его сынишка на нас смотрел испуганными глазами. Достали папу. Пара синяков и царапин. Перебинтовали. А ребенок смотрит на нас, как на героев. Этот взгляд и ощущение того, что ты помог человеку, — вот ради чего мы работаем.
comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter