С названьем кратким «Русь»
— Хотелось искреннего, неподдельного, чтоб мурашки по коже бегали
В субботу, 27 сентября, ансамбль русской песни «Русь» дает юбилейный концерт. Народному коллективу 25 лет. Но, как оказалось, ансамблю, пропагандирующему русское искусство в Севастополе, приходилось всегда нелегко.
Рассказывает руководитель ансамбля Петр Савченков: «В 80-е годы фолк был отдушиной. Это был протест против того, что искусство обязательно должно прославлять рабочего человека. Хотя одновременно многие предвзято относились и к народной музыке. Сарафаны, кокошники, «калинки», балалайки многие тоже считали поклоном власти. Я же хотел чего-то такого искреннего, неподдельного, чтоб мурашки по коже бегали, как заметил один человек. Так мы создали семейный ансамбль «Аленушка».
В состав «Аленушки» вошла мама П.Савченкова, две его сестры и их дети.
Как признается руководитель ансамбля, в его семье всегда любили петь. К подбору репертуара Савченковы подошли с научной стороны. Ездили по деревням Брянской, Сумской, Белгородской и Ростовской областей, подслушивали песни, подсматривали наряды. Кстати, это не так уж и легко. «Крестьянство постепенно умирает. Исчезают культурные народные традиции», — сетует П.Савченков.
Распевшись, «Аленушка» вышла на сцену. Слушатели сразу откликнулись. «К нам постоянно приходили люди, присылали предметы обихода, одежду, рушники, костюмы, которым по 150-180 лет. У нас на репетиции до 40-50 человек собиралось», — вспоминает руководитель. Но властям фольклорный русский народный ансамбль по душе не пришелся. Так, коллектив был в оппозиции к социалистическому строю.
Нынешние перегибы
Ансамбль поменял название на более однозначное «Русь». Но по-прежнему не обласкан властью, теперь уже украинской.
В эту субботу, 27 сентября, «Русь» даст большой концерт. Для ансамбля Центр культуры и искусств предоставил бесплатно только сцену. Коллектив к этому привык. Сестра Петра Нина Савченкова шьет костюмы. Ни один наряд не похож на другой. Все ткани натуральные, все — по древним лекалам. Внуки фотографируют в этнографических музеях образцы вышивок и присылают по почте.
П.Савченков говорит: «Никто не хочет нам помочь. Я устал искать спонсоров. Хотя все горазды ездить и махать российскими флагами. Это только мешает делу. Флагами лишь дразнят другие народы. А певческие традиции везде одинаковые. Конечно, на Западной Украине они по-своему своеобразны. Но если все это сложить, то можно найти общее. Есть же схожие мотивы с пением индейцев. Не так плох украинский гражданин, как украинствующий. Он опасен».
Со временем слушатели тоже не изменили своего восторженного отношения к ансамблю. «Куда бы мы ни приехали, всегда встречают «на ура», — рассказывает П.Савченков. — Хотя порой бывают перегибы. Нас приглашают на фестивали, но часто требуют, чтоб в репертуаре были украинские песни. От болгарского, греческого ансамбля этого не просят, а от русского надо. Один раз даже просили надеть украинские наряды и спеть. Представляете, даже название «Русь» у меня в трудовой книжке как-то меняли на просто «фольклорный ансамбль».
Служить делу
Власти приходят и уходят, а слушатели остаются. П.Савченков говорит, что даже на репетиции вход свободный. Если не хотите сразу петь, то можно просто приходить и слушать.
Благодаря ансамблю пение, музыка стали второй жизнью для многих его солистов. Молодые Савченковы поступили в московское музучилище им. Гнесиных. Одна из участниц «Руси» Алена Удалова организовала свой ансамбль «Подворье». Другая певица Галина Сагань ведет кружок пения для детей во Дворце детства и юности. П.Савченков: «Я бываю не согласен с некоторыми идеями бывших участников нашего ансамбля. Но очень рад, что они, по крайней мере, не бросают русское пение. Хотя одно дело реализовывать себя, а совсем другое — служить своему делу. Когда служишь, ты способен на жертвы. Мы служим».