Доносим ощущение общей беды
Как пояснил Гарри Каспаров, он довольно тесно взаимодействует с ветеранами Афганской и Чеченской воин. Эти контакты позволили найти в Севастополе тех, кто смог организовать его визит.
— Я с большим удовольствием принимаю участие в подобных мероприятиях. Такие встречи позволяют находить способы взаимодействия между ныне независимыми странами, чтобы наша общая история не оказалась выброшенной на помойку, — рассказал Г.Каспаров.
По словам спортсмена и политика, в России стало трудно высказывать независимое критическое мнение. Поэтому чуть ли не единственная возможность высказаться предоставляется во время подобных частных встреч, как в этот раз в Севастополе.
Г.Каспаров не упустил возможности и говорил на многие темы. К примеру, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС стала возможной потому, что еще «советскую инфраструктуру безбожно эксплуатируют, не тратя достаточно денег на амортизацию. Ничего нового не создается».
— Надо просто начать понимать, что нет беды другого человека. Тем родственникам работавших на Саяно-Шушенской ГЭС, которые писали письма, что их родных никто не ищет, в общем-то было безразлично, когда тонул «Курск». Пока в России не сложится ощущение общей беды, будет очень трудно что-то изменить. Мы пытаемся доносить до людей это ощущение общей беды, — заявил Г.Каспаров.
Шахматный чемпион предположил, что война России с Украиной возможна. «Помню, в прошлом году никто не верил, что возможна война с Грузией. Война была подготовлена путинским режимом, имела вполне четкий экспансионистский план».
С заботой о будущем
У Г.Каспарова сложилось хорошее впечатление о Севастополе:
— В силу своего рода деятельности я бываю во многих городах России. Обычно поездки проходят в напряженном режиме, потому что вокруг постоянные слежка и провокации. А здесь, я понимаю, что все говорят по-русски, но в то же время все по-другому. Я только что с открытия шахматного турнира. Это напомнило те времена, когда шахматы были важной частью нашей общественной культурной жизни. И мне приятно, что многие эти традиции сохраняются. Радует, что в Севастополе шахматный клуб никуда не исчез. Он переехал в более престижное место. Сохранение знаковых вещей прошлой эпохи — это лучшая забота о будущем.
Севастопольский шахматист Борис Гельман начал заниматься шахматами в третьем классе, сразу после войны. В седьмом классе он стал чемпионом Севастополя среди взрослых.
— Шахматный класс находился в подвале, где помимо нас собирались автомобилисты и мотоциклисты. Играть было довольно сложно, но мы были очень увлечены. В то время шахматы считались одним из престижных видов искусства и спорта, — вспоминает севастополец. — Больше я приобщился к шахматам, когда стал ездить на шахматные соревнования как журналист. С 59-го года присутствовал почти на всех матчах первенства мира, которые проходили в СССР. В том числе с участием А.Карпова, а потом Г.Каспарова. У каждого из них я брал интервью. К примеру, с Каспаровым я познакомился, когда он участвовал в Московском международном турнире, где занял второе и третье места. Это очень широко образованный человек, с которым можно говорить на любую тему. Каспаров — из тех, кто создал большое теоретическое и практическое наследие. Он издал семь книг, посвященных всем чемпионам мира.
Турнир в честь Каспарова
В течение всего вторника, 25 августа, в городском шахматном клубе проходил большой турнир. Как рассказал главный судья Вячеслав Мурашко, в соревнованиях участвовало 92 шахматиста из Севастополя, Симферополя, Ялты, Харькова и Калуги. В тройке победителей — только севастопольцы: Игорь Смирнов, Федор Мышаков и Дмитрий Олейничев. Среди 92 спортсменов 24 — служащие ВМСУ. По словам В.Мурашко, военнослужащие ЧФ РФ бойкотировали турнир. «Нас поставили в известность, что их не будет, не объяснив причин», — рассказал судья.
Г.Каспаров был удивлен оптимизмом его представителей в Севастополе, предполагавших, что моряки Черноморского флота будут участвовать в турнире.
— Опыт поездок по стране подтверждает, что, пусть в последний момент, но какое-то вмешательство будет. Это панический страх перед общением. Власть привыкла к монологу, диалог избегается. У меня другого оружия, кроме слова, нет, — рассказал шахматист.
Как пояснил «СГ» начальник пресс-службы ЧФ РФ Андрей Крылов, организаторы турнира не предупредили заранее руководство флота о том, что российские военнослужащие должны участвовать в игре.
Игра на 13 досках
Вечером на Приморском бульваре возле Ракушки Г.Каспаров дал сеанс одновременной игры 13 шахматистам из Севастополя, Симферополя и Ялты.
Одним из участников был чемпион мира по боксу севастополец Владимир Сидоренко. Как признал спортсмен, он не волнуется перед игрой с чемпионом по шахматам, хотя сам и не блестящий игрок. «Начал играть еще в школе. Никуда специально не ходил заниматься шахматами. С братом дома играл, — вспоминает В.Сидоренко. — В 2002 году отмечал свой день рождения в Гамбурге. Меня пришел поздравить Виталий Кличко и подарил шахматы. Он тоже увлекается этим видом спорта, хорошо играет.
Из 13 партий 12 выиграл Г.Каспаров, а одну проиграл. Ялтинский шахматист Александр Стрыгин победил 13-го чемпиона мира.