Новости Севастополя

Семь дней с Кшиштофом Занусси

Начало мая победители городского киноконкурса «Город у моря» Руслан Микаилов и Максим Романычев провели в гостях у польского режиссера Кшиштофа Занусси.

Начало мая победители городского киноконкурса «Город у моря» Руслан Микаилов и Максим Романычев провели в гостях у польского режиссера Кшиштофа Занусси.

Неожиданное приглашение

Работа «От схем и орнаментов до детских рисунков» была признана лучшей в номинации любительских фильмов. Как вспоминает Руслан Микаилов, на одном из последних вечеров Пятого Севастопольского кинофестиваля ребят познакомили с К.Занусси. Знаменитый режиссер пригласил севастопольцев к себе в гости. Поездка несколько раз откладывалась. Р.Микаилов признается, что до последнего момента не верил, что она осуществится. Но в апреле пришли приглашения, были получены визы и куплены билеты. К ребятам присоединились севастопольские звукорежиссер Павел Третьяков и телережиссер Алексей Александров.

От рассвета до заката

По словам Р.Микаилова, поездка получилась очень интересной и насыщенной впечатлениями, потому что севастопольцы жили прямо в доме режиссера, и увидели польскую жизнь изнутри. Изначально предполагалось, что именитый хозяин преподаст несколько мастер-классов для ребят.

— Но в итоге программа получилась очень спонтанная. Мы хвостиком ходили за Занусси, просто разговаривая с ним о жизни, о кино, о политике, — вспоминает Р.Микаилов. — Жили у него в загородном доме под Варшавой. Там большой земельный участок с двухэтажным домом, где устроено что-то типа общежития для студентов. У него нет детей, живет вместе с женой, паней Лежбетой, и десятью лабрадорами. Занусси — очень гостеприимный и коммуникабельный. Поэтому у него дома постоянно множество гостей, студентов, начинающих режиссеров и актеров из разных стран мира.

Ребята проводили с К.Занусси почти целый день, с утра до вечера:

— Просыпались, шли завтракать. Утром они, как правило, едят что-то легкое: творожок, йогурт, кофе. Чай не пьют, говорят, что только азиаты пьют чай. Дома они ходят в уличной обуви, не разуваясь — настоящие европейцы должны ходить только в обуви, — делится впечатлениями молодой режиссер. — После завтрака мы куда-то с ним ехали: на лекцию, на переговоры, даже в больницу. Если есть время, то Занусси проводил небольшую экскурсию по Варшаве. Возвращались часов в десять вечера. Пани Лежбета в этому времени готовила ужин. Ужинали при свечах в большом зале за огромным дубовым столом, в окружении лабрадоров.

Однажды в Варшаве

К.Занусси провел для севастопольцев две экскурсии по центру города. Его отец работал архитектором, был одним из тех, кто после войны восстанавливал Варшаву.

Р.Микаилов запомнил такую историю из жизни простых поляков:

— В центре столицы стоят два современных стеклянных небоскреба бизнес-центра, а под ними — обычная пятиэтажная жилая «хрущевка». Один из этих 50-этажных гигантов закрыл солнце жильцам. И они подали в суд на строительную фирму, наняли адвокатов и выиграли процесс. Судья постановил вырезать в середине небоскреба проем, чтобы солнце свободно проходило. В Варшаве это решение отмечали как городской праздник — справедливый суд существует. У нас такое трудно представить.

Кульминацией поездки стал благотворительный пикник в доме режиссера, который посетило около двух тысяч человек. В числе почетных гостей была приглашена мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц.

— В оранжерее, отдельно был организован небольшой VIP-зал, человек на 50. То, что там происходило, транслировалось на больших мониторах, расставленных по всей территории пикника. В форме простой душевной беседы Занусси говорил с пани Ханной о политике, религии, взаимодействии политика и общества. По словам мэра, помимо политики, есть другая жизнь, другие ценности: семейные. В политике ты должен быть радикальным и волевым, а в семье, наоборот, — мягким человеком.

Пан Кшиштоф рассказывал о кино, о том, что режиссер никогда не должен заигрывать с властью, даже не надо к себе в гости приглашать активного политика. Могут возникнуть подозрения в попытке добиться личной выгоды. Приглашение мэра Варшавы — небольшое исключение: здесь все на виду, разговор транслируется на экраны.

Хам — значит советский

Ребята побывали на двух лекциях К.Занусси для студентов. Одна из них была посвящена международным отношениям с Россией. В середине встречи пан Кшиштоф включил свой фильм «Константа» о жизни в Советском Союзе. В зале в основном сидели молодые студенты, которые и не жили при социализме.

— Занусси не любит русских и Россию. Но русских приглашает — в основном тех, кто не согласен с российской властью. Мы часто слышали его мнение о том, что дипломатия России находится на уровне 19-го века. Такая неприязнь характерна для поляков. Многие из них не любят коммунистов и славян. Поляки не считают себя славянами, к идеям объединения славян относятся очень презрительно. Это страшное оскорбление для поляка быть названным «славянином» или «советским человеком». Так обзывают всяких хамов и быдло. Поехал на красный свет, значит, ты — советский. Под конец я устал от этой русофобии, — вспоминает Р.Микаилов.

comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter