Самому старому предприятию Севастополя 6 марта исполнилось 227 лет. В 1784 году Екатериной II был подписан манифест «О свободной торговле в городах Херсоне, Севастополе и Феодосии», объявлявший порты указанных городов открытыми для международной торговли. Отныне в Севастополь разрешалось заходить судам всех дружественных держав.
С тех пор порт осуществляет свою деятельность, хоть и имел разные названия, подчинялся и переподчинялся различным ведомствам. 20 июля 1996 года произошло открытие пункта пропуска через государственную границу Украины в Севастопольском морском торговом порту. С 2002 года Севастопольский морской торговый порт стал членом Ассоциации круизных портов Средиземного моря, и теперь принимает лайнеры международного класса, являясь одним из самых привлекательных туристических маршрутов Украины. В 2011 году уже поступило 46 заявок на заходы круизных теплоходов.
Стратегические задачи города совпадают с программой развития предприятия, разработанной до 2015 года, сообщает пресс-служба СМТП. Это прежде всего, увеличение пропускной способности порта, реконструкция и наращивание производственных мощностей, развитие внутригородского портового транспорта, обеспечивающего пассажироперевозки и безопасность мореплавания и его инфраструктуры,
Программой социально-экономического развития Севастополя до 2015 г., изменения в которую 9 февраля внес кабмин Украины, предполагается, что за пять лет порт пополнится 10 новыми пассажирскими катерами, на строительство которых из городского и государственного бюджета будет выделено 100 млн грн. Проведут капитальный ремонт парома, реконструкцию и ремонт катерных причалов. А на реконструкцию морского вокзала на пл.Нахимова государство намерено потратить и вовсе астрономическую сумму — почти 365 млн грн. Ее намечено провести в 2012-2013 гг.