Новости Севастополя

Полет Гагарина проходил совсем не гладко

Технические подробности первого полета человека в космос рассказал «СГ» живущий в Севастополе очевидец.

Технические подробности первого полета человека в космос рассказал «СГ» живущий в Севастополе очевидец.

Один из непосредственных свидетелей полета Юрия Гагарина, капитан I ранга в отставке, 84-летний севастополец Валерий Сорокин вспоминает день, когда была открыта эра космонавтики, с ностальгией и трепетом.

Занять точки вдоль космической трассы!

— Весной 1961-го экипажи четырех кораблей Тихоокеанской гидрографической экспедиции (ТОГЭ-4) ждали возвращения на базу. Позади была полуторамесячная работа. Экспедиция держала курс на север. До родных берегов оставалось 8 суток хода. И вдруг из штаба на нашу флагманскую «Сибирь» поступила радиограмма: «Развернуться на 180 градусов, занять точки, расположенные вдоль трассы полета космического корабля».

В.Сорокин вспоминает, что это сообщение заставило моряков идти к пунктам назначения полным ходом.

Для слежения за полетом космического «Востока-2» в Тихом и Атлантическом океанах были расположены корабли Военно-Морского Флота СССР. Моряки-черноморцы служили в Тихоокеанской экспедиции.

— Корабли «Сучан», «Сибирь» и «Сахалин» были измерительными пунктами. На них установили оборудование, которое с Земли измеряло пульс и дыхание человека в космосе. С четвертого корабля «Чукотка» передавали полученные данные в Центр управления полетами и на полигон пуска, — ветеран морского космического флота рассказывает о том времени очень сосредоточенно.

«Привет блондину!»

За двое суток до пуска космического корабля морякам, которые следили за оборудованием, наказали быть готовыми к радиосвязи с космонавтом. Также приказали держать наготове корабельные вертолеты и плавсредства для поисково-спасательных работ.

— 12 апреля объявили боевую тревогу. С Байконура радиограммой сообщили: «Точное время старта: 9 часов, 6 минут, 59,7 секунды». Включили приборы, ждем. Вдруг сквозь радиопомехи пробивается радостный голос космонавта: «Привет блондину!».

Так Ю.Гагарин приветствовал своего приятеля, будущего космонавта Алексея Леонова, который в тот момент находился на самом восточном пункте связи Советского Союза. Потом моряки услышали: «Полет проходит нормально. На борту — порядок. Самочувствие — отличное. Чувство невесомости — интересное. Все плавает, плавает все!». Эта запись до сих пор хранится на магнитной пленке в Музее космонавтики в Москве.

Полет идет нормально?

В.Сорокин до сих пор, спустя полвека, помнит точные параметры пульса и дыхания Ю.Гагарина в космосе: «Пульс — 76, дыхание — 22. Моментально посылали радиограмму с этими данными в Центр и на полигон пуска».

Однако, по словам В.Сорокина, оказывается, что полет первого космонавта не все время проходил гладко: «Пролетая над Гвинейским заливом, в 10.25 у космического корабля включилась тормозная установка. Спускаемый аппарат должен был отделиться от агрегатного отсека, но отделения вовремя не произошло. В результате этой нештатной ситуации «Восток-2» сошел с орбиты. Гагарин приземлился не в казахстанской степи, как планировалось, а в Саратовской области.

В итоге, не смотря на трудности, полет состоялся. Тихоокеанская экспедиция продолжила свою службу еще с четырьмя космонавтами, в том числе следили за полетом Валентины Терешковой.

После этого гидрографические корабли ТОГЭ-4 сменили более новые.

comments powered by HyperComments
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter