Помните, как в «Приключениях Шурика» милиционер, выстроив в шеренгу алкоголиков, хулиганов и тунеядцев, предлагал им поработать? Сейчас все происходит почти как в фильме.
Общественные работы — новый вид административного взыскания, он появился в Кодексе Украины об административных правонарушениях в сентябре 2008 года. Такое наказание в большинстве случаев назначается за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Реже — за превышение скорости более чем на 50 км/ч, мелкое хулиганство и насилие в семье. Суд может назначить от 20 до 60 часов общественных работ, в зависимости от серьезности нарушения.
Бесплатные общественно-полезные работы нарушители выполняют в свободное от работы или учебы время, не более четырех часов в день. Начальник Отдела уголовно-исполнительной инспекции майор внутренней службы Татьяна Малышевская считает, что этот вид административного взыскания способствует воспитанию культуры поведения участников дорожного движения.
Лучше поработать, чем быть арестованным
По данным Отдела уголовно-исполнительной инспекции государственной пенитенциарной службы Украины в Севастополе, который занимается контролем за этим видом взыскания, в 2011 году оно было назначено 790 нарушителям, среди которых 19 несовершеннолетних. Более 80% всех нарушителей попались пьяными за рулем. Отработали положенное время 556 человек, 234 еще дорабатывают. 42 человека уклонились от общественных работ. Интересно, что в 2010 году направление на общественные работы получили 293 человека, к 2011 году их количество увеличилось более чем в 2,5 раза.
— Если нарушитель уклоняется от выполнения общественных работ, инспекция направляет материалы в суд, и наказание заменяют на административный арест до 15 суток, — рассказывает заместитель начальника Отдела уголовно-исполнительной инспекции Севастополя Александр Тищенко. — Есть те, кто уклоняется, пытается обмануть инспекцию. Но если нет документально подтвержденной уважительной причины отсутствия на работах — часы не засчитываются. Бывает, что человек ознакомился с условиями и вдруг исчез. Мы можем провести первичные оперативно-розыскные мероприятия, проверить, не попал ли он в больницу. Если устанавливаем, что человек жив-здоров и не является на отработку, направляем материалы в суд, и общественные работы заменяют арестом. Но я считаю, что общественные работы — наказание гораздо гуманнее, чем другие виды административного взыскания. При аресте отбывающих наказание тоже выводят на работу, а все свободное время они сидят в камере.
Наказание для молодежи
Как правило, почти все исполнители общественных работ — молодежь от 20 до 35 лет. В основном это водители мопедов, которые, выпив пива, возвращаются с пляжей. Иногда к общественным работам приговаривают девушек, но такое бывает редко.
— В прошлом году на общественные работы было отправлено 18 несовершеннолетних, — говорит А.Тищенко. — Пятеро еще отрабатывают. У несовершеннолетних нет дохода, чтобы заплатить штраф, и родители отправляют их на работы со словами: «Что ж ты пьяный катаешься, а я за тебя должен платить?» Но несовершеннолетние — особая категория, потому что к ним не применяется арест. Если такой нарушитель уклоняется, с ним приходится бороться, иногда мы ничего не можем сделать. Но чаще всего они исполнительные, особенно если попросить поспособствовать родителей и преподавателей.
Работы в рэпах и больницах много
В начале года инспекция совместно с органами местного самоуправления утверждает объекты, на которых нарушители будут отрабатывать общественные работы. Перечень объектов утверждается районными Советами, после этого инспекция направляет нарушителей туда работать.
Нарушитель становится на учет, знакомится с порядком отбытия общественных работ, заполняет анкеты, получает направление на объект. На предприятии, где он должен работать, издают приказ, проводят инструктаж по технике безопасности. Наказанному заранее сообщают, в какой день и в какое время ему необходимо прибыть. Если он не может явиться, должен сообщить причину. После того, как нарушитель отработал положенное, предприятие направляет в инспекцию табель отработанных часов и характеристику. Человека снимают с учета и направляют справку в ГАИ, чтобы он мог получить назад свои водительские права.
Как правило, на отработку отправляют в рэпы и больницы — там нарушители убирают и облагораживают территорию, собирают листву, окапывают деревья, грузят мусор, метут тротуары, убирают подвалы и чердаки, белят бордюры. Зимой, если есть снег, чистят пешеходные дорожки и посыпают их песком.
Перевоспитался в дворники
В РЭПе №9 в Камышовой бухте всегда рады рабочей силе, тем более бесплатной. Территория, относящаяся к рэпу, большая, а работников мало. Поэтому нарушители, которым назначили общественные работы, здесь всегда кстати. За прошлый год здесь отработали назначенное судом более двухсот нарушителей.
— Мы никогда не отказываемся от работников, которых присылает уголовно-исполнительная инспекция, — говорит мастер РЭП №9 Наталья Разумова. — К нашему рэпу относится и Казачья, и Фиолент — работа всегда есть. Главное — уметь работать с нарушителями — контролировать их и давать конкретные задачи. Мастера ходят по участкам, следят за работой, есть бригадиры, которые наблюдают — работает человек или дурака валяет.
Сегодня в РЭПе №9 отрабатывают админвзыскание четыре человека. Двое во дворе граблями убирают упавшие листья. Молодого человека, назвавшегося Александром, сотрудники рэпа в шутку зовут рецидивистом — он пришел сюда на отработку уже во второй раз, за повторное нарушение, ехал нетрезвым за рулем и превысил скорость. Александру присудили 50 часов общественных работ.
— Работа, конечно, нетрудная, и я от нее не отказываюсь, но предпочел бы работать и получать за это деньги, — поделился он. — Принесет ли это кому-то пользу, не знаю, но после того, как меня второй раз поймали, точно пьяным за руль не сяду.
— И я вам то же самое хочу сказать, — присоединяется его коллега Алексей, которому назначили 50 часов общественных работ за первое нарушение Правил дорожного движения.
— Бывают у нас такие люди, что ничего делать не хотят. А к этим ребятам никаких претензий нет, хорошие ребята, что ни скажешь — все делают нормально, на совесть, — добавляет Н.Разумова. — Был случай, когда приходили отрабатывать и потом оставались работать у нас. Один устроился маляром, другой — дворником. Взрослые люди сознательные, а с несовершеннолетними тяжело. Сложно на них повлиять, остается только уговаривать. Зато если они окурки с газонов пособирают, то, может быть, поймут, что бросать их туда не надо.