Новости Севастополя

В России не знают, что российской военно-морской авиации больше 100 лет

21 ноября 2012 года поселку Кача под Севастополем исполняется 100 лет. Поселок считается родиной российской авиации. Он был основан на базе авиагородка, в который перебазировали Севастопольскую офицерскую школу авиации в 1912 году. А сама школа основана еще раньше — в 1910-м. Но мнения о том, какую дату считать Днем рождения морской авиации ВМФ России, расходятся.

21 ноября 2012 года поселку Кача под Севастополем исполняется 100 лет. Поселок считается родиной российской авиации. Он был основан на базе авиагородка, в который перебазировали Севастопольскую офицерскую школу авиации в 1912 году. А сама школа основана еще раньше — в 1910-м. Но мнения о том, какую дату считать Днем рождения морской авиации ВМФ России, расходятся.

Споры насчет того, какой день считать началом создания российской морской авиации, идут до сих пор. Существует дата — 17 июля 1916 года, установленная приказом главнокомандующего ВМФ РФ №253 от 15 июля 1996 года. Эта дата, выбранная в честь воздушного боя над Балтийским морем, не может считаться достаточно обоснованной в историческом и научном плане, считает генерал-майор авиации, профессор, кандидат военных наук Эдуард Катаев.

Об этом он рассуждает в материале «100 лет. Полет нормальный. Ошибка в приказе главкома омолодила морскую авиацию на четыре года».

В этой статье приводится мнение ученого-историка Василия Герасимова о Дне рождения морской авиации ВМФ России: «16 сентября 1910 года — первый дипломированный военный летчик России морской офицер Станислав Фаддеевич Дорожинский совершил первый в истории Российского флота полет на моноплане «Антуанетт». Тот исторический полет над Куликовом полем близ Севастополя, как считает автор, вполне обоснованно может рассматриваться как дата рождения морской авиации».

У контр-адмирала Виктора Дыгало другое мнение, которое он высказал в своей книге «Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло»: «Организационное начало авиации Российского флота было положено 19 апреля 1911 года, когда морской министр адмирал Иван Григорович дал «добро» на формирование в Севастополе первой команды военно-морских летчиков в составе двух отделений, в каждое из которых входило по три аэроплана».

Э.Катаев пишет: «Морской генеральный штаб, а потом и морской министр одобрили доклад командующего морскими силами Балтийского моря по организационной структуре, задачам и системе обучения летного состава морской авиации флота. Основными задачами морской авиации были определены следующие: стратегическая и тактическая разведка, борьба с авиацией противника.

Морская авиация БФ имела следующую схему организации. Авиаотряд из 6–7 гидросамолетов должен обслуживать определенную зону. Для базирования одного или нескольких авиаотрядов создается авиастанция 1-го разряда. Для временного базирования авиаотряда или нескольких гидросамолетов создаются авиастанции 2-го разряда. Для оказания помощи и конвоя авиации специально придаются плавсредства. Несколько авиачастей объединяются в воздушный район службы связи. Начальник воздушного района находится в прямом подчинении начальнику службы связи Балтийского моря.

Две основные авиастанции 1-го разряда предлагалось разместить в Либаве и на острове Эзель, запасную станцию 1-го разряда – в Ревеле (Таллин), авиастанции 2-го разряда – в Люзерорте и на острове Оденсхольм.

Система обучения летчиков предлагалась по следующей схеме: теоретический курс при Петербургском политехническом институте имени Петра Великого, затем – практика в Севастопольской школе авиации.

Таким образом, наиболее достоверной и научно обоснованной датой рождения отечественной морской авиации можно считать 6 (19) сентября 1912 года, место рождения – Санкт-Петербург, гребной порт Васильевского острова», — считает военный историк.

На основании этих выводов профессорско-преподавательский состав кафедры морской авиации ВМФ и ветераны морской авиации решили поставить вопрос перед экспертами и флотской общественностью о поддержке восстановления исторической справедливости — даты и места создания морской авиации.

Справка

Кача — поселок городского типа на западном побережье Крыма, входит в состав территории, подчиненной Севастопольскому городскому совету (Нахимовский район).

Поселок Кача — родина российской авиации. 21 ноября 1910 года была создана Севастопольская офицерская школа авиации, первый выпуск которой состоялся 26 октября 1911 года. В 1912 году школа перебазирована в собственный авиагородок на реке Кача, от которой после получил название поселок.

Авиашкола имела мастерские, кирпичные ангары на 100 самолетов, большой полевой аэродром. В год выпускалось 150-200 летчиков. В Качинской авиашколе была разработана первая в мире инструкция по боевому применению авиации, впервые аэропланы были использованы для фоторазведки, освоены полеты над морем, выполнены фигуры высшего пилотажа «штопор» и «мертвая петля».

В советское время на базе школы летчиков было создано Качинское высшее военное авиационное училище. Сейчас в Каче находится аэродром морской авиации Черноморского флота РФ. Население поселка составляет 5,2 тыс. человек.

comments powered by HyperComments
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter