Условная дешевизна ипотеки
В июньском номере мы предварительно рассмотрели перспективы дешевой ипотеки для граждан нашего государства. Автор этих строк оказался прав в своих предположениях и прогнозах в вопросе практической ценности поданного законопроекта для голосования.
В свете принятия Верховной Радой Закона #10557, предусматривающего реализацию социальных инициатив президента по удешевлению стоимости ипотечных кредитов, давайте и проанализируем детально ситуацию, чтоб понимать, где перспектива дешевой ипотеки относительна, а где вообще условна. По мнению юристов, Закон поможет прежде всего застройщикам, но никак малообеспеченным слоям населения. Документ предусматривает частичную компенсацию государством процентной ставки по ипотечным кредитам коммерческих банков. Однако реальная компенсация процентной ставки полностью будет зависеть от условий госфинансирования.
К сильной стороне Закона следует отнести то, что теперь на законодательном уровне закреплено выделение средств из госбюджета для реализации программы. Правда, под программу удешевления ипотеки подпадают только объекты незавершенного строительства. Плохо и то, что граждане, заключившие раньше договоры в рамках другой программы удешевления ипотеки, не смогут участвовать в нынешней. Также в Законе не прописан порядок приоритетности получения права на участие в программе. Поэтому присутствует риск, что лазейкой в законе воспользуются те, кто ближе к нужным людям, и если хватит денег в бюджете.
И самым слабым звеном внедряемой госпрограммы является ее финансирование. Дело в том, что государство будет выделять строго обозначенный объем средств ежегодно. Самое интересное другое: сумма выделяемых средств будет определяться, не исходя из объема всех кредитов, по которым государство должно делать выплаты, а на усмотрение парламента. Выводы вы уже сделали правильные. Денег на всех может не хватить.
Необходимо с пониманием отнестись к тому, что закон разработан и принят накануне парламентских выборов. Некоторые положения документа направлены на удовлетворение конкретных интересов, никоим образом не связанных с вопросом улучшения жилищных условий малоимущих граждан. Например, непонятно, как с вопросом удешевления ипотеки связано положение о том, что теперь не нужно проводить аукцион для продажи земельного участка в пользу хозяйствующего субъекта, в котором доля государства превышает 60%.
Что же касается частичной компенсации процентов за счет госсредств, то в законе присутствует достаточно «размытая» фраза о том, что в бюджетах в последующие годы нужно предусматривать необходимые средства. Всего лишь. Очень похоже на предвыборную агитацию и проталкивание частных интересов.
Кроме того, концепция реализации идеи не совсем хороша. Сам смысл получения ипотеки на новостройки имеет мало общего с идеей доступного жилья, потому что зачастую стоимость жилья на первичке существенно превышает (в том числе за счет больших площадей) стоимость вторичных квартир. Поэтому получается, что программа помогает не нуждающимся в минимально необходимом жилье молодым семьям, а среднему классу, желающему повысить качество жизни.
Если коснуться роли государства относительно дальнейшего финансирования программы, то никаких гарантий быть не может, причем как для кандидата на жилье, так и для банков. В случае проблем с доходами государство просто может перестать выплачивать компенсации. Граждане уже это проходили в 2009 году, когда возвраты прекратились, а заемщики остались один на один с банками. Вот кто точно выиграет в этой схеме, — так это застройщики, которые получат деньги в полном объеме.
Какие выводы стоит сделать? Предложение, конечно, как уравнение со многими неизвестными. Слишком много «но» и «если». В какой степени будет реализована данная программа, зависит от многих факторов: наполнения бюджета, эффективности работы строительных лоббистов, которым очень интересна такая схема продажи жилья, и также исполнения государством обязательств перед банками и, как следствие, заинтересованности банков в программе.
Но, как говорят, есть один нюанс. Ни для кого не является секретом, что госбюджет отличается хроническим дефицитом и найти средства для увеличения объемов «удешевленных кредитов» будет очень нелегко, какие бы обещания ни звучали. Ситуация напоминает плохие супружеские отношения, пока еще держащиеся и продолжающиеся на иллюзиях одной из сторон, которая еще верит, что другая — изменится, исправится и выполнит обещанное.
Просвещенными обывателями сложнее манипулировать, особенно в предвыборный период. Теперь вы владеете объективной информацией для того, чтоб сделать качественные выводы. Пора осознать и принять истину, что необходимо прежде всего рассчитывать на свои таланты, свои стремления и свои результаты.