На выставке, открывшейся в Севастопольском художественном музее 7 ноября, представлены шесть произведений западноевропейской живописи 17 века из его постоянной коллекции. Картины вернулись с выставки «Возвращение Святого Луки», проходившей в июле 2012 года в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
На выставке в Москве были представлены выдающиеся образцы творчества мастеров 6-18 веков из девяти музеев Украины. В одном выставочном пространстве зрители смогли увидеть сто произведений, выполненных мастерами Италии, Испании, Германии, Голландии, Фландрии, Австрии, разнообразных по стилю и жанру. После московского музея выставка также экспонировалась в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве в октябре 2012 года.
— Опыт по обмену за последние 20 лет у нас в первый раз, — говорит главный хранитель музея Мария Кузнецова. — Это сложное мероприятие: граница, страховка, огромные деньги. Россия выделила на это средства. В этом году Государственному музею изобразительных искусств сто лет, и эта выставка — третья по счету. Москвичей знакомят с произведениями музеев ближнего зарубежья. Наши шесть работ были в числе ста шедевров, привезенных в Москву. Нашу живопись в разное время исследовали специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, так что эти работы знакомы нашим московским коллегам и представляют для них особый интерес, поскольку это подлинные образцы голландской и итальянской живописи 17 века, в том числе редких художников. Работа «Натюрморт с жареной курицей» мастерской Осиаса Берта уже была в Москве в 80-е годы. Остальные — впервые.
М.Кузнецова рассказала интересную историю, связанную с одним из произведений, — «Портретом мужчины в черной шляпе» голландского художника Николаса Элиаса (Пикеноя). Портрет находился в Германии и когда вернулся оттуда, его часть — нижняя доска — была утрачена. Директор галереи Михаил Крошицкий писал, что видел этот портрет целым, с нижней дощечкой, где были изображены перчатки.
— Известно, что такая же работа в полном размере хранится в Национальном музее имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве, который тоже участвовал в московском проекте. Но Москва попросила нашу работу Пикеноя, зная, что у нас подлинник. После Москвы выставка приехала в Киев, и сотрудники Национального музея повесили своего Пикеноя рядом с нашим. Они утверждали, что их картина — авторское повторение — то есть тот же художник спустя время написал ту же самую работу, и не соглашались с тем, что это более поздняя копия. Тогда был сделан химико-технологический анализ. Сравнили послойную структуру красок на нашей и на их работе, и экспертиза показала, что картина Севастопольского художественного музея является подлинным живописным произведением 17 века. А их картина — более поздняя копия 19 века, с примесью итальянских красок, — рассказала М.Кузнецова.
Выставка в Севастопольском художественном музее будет работать до середины декабря.