За разъяснениями редакция обратилась к главному специалисту отдела пенсионного обеспечения Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Севастополе Наталье Середе.
В соответствии с пунктом 2 ст. 16 Закона Украины от 09.07.2003 №1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (с учетом внесенных изменений с 01.10.2011) застрахованное лицо обязано уведомлять территориальные органы Пенсионного фонда об изменении данных, которые вносятся в их персональные учетные карточки в системе персонифицированного учета, и Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, о выезде за пределы государства и про обстоятельства об изменении статуса застрахованного лица в течение десяти дней с момента их возникновения.
Согласно Порядку представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденному Постановлением правления Пенсионного фонда Украины 25.11.2005 №22-1 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 27.12.2005 №1566/11846 за документ, подтверждающий, что лицо работает или не работает, принимаются: трудовая книжка или трудовой договор, справка органов государственной налоговой службы произвольной формы о том, что лицо не состоит на учете в данном органе государственной налоговой службы как физическое лицо-предприниматель, или свидетельство об открытии предпринимательской деятельности.
Таким образом, в случае трудоустройства или увольнения с работы, а также в случае регистрации или снятия с регистрационного учета физического лица-предпринимателя, пенсионеру необходимо обращаться в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства с документами, подтверждающими соответствующий факт.