Новости Севастополя

Заметки с премьеры моноспектакля «Царственное слово» Людмилы Кара-Гяур

Всю прошедшую неделю в СМИ всплывали имена столичных деятелей культуры, которых, кажется, раз и навсегда разделили на два списка. Но не по таланту, и даже не по званиям и наградам, а по их политическим взглядам и гражданской позиции. К счастью, в Севастополе подобных барьеров выстраивать не пришлось. Да и подписи у творческой интеллигенции никто не собирал. Вместо росчерков на бумаге зазвучало великое русское Слово.

Всю прошедшую неделю в СМИ всплывали имена столичных деятелей культуры, которых, кажется, раз и навсегда разделили на два списка. Но не по таланту, и даже не по званиям и наградам, а по их политическим взглядам и гражданской позиции. К счастью, в Севастополе подобных барьеров выстраивать не пришлось. Да и подписи у творческой интеллигенции никто не собирал. Вместо росчерков на бумаге зазвучало великое русское Слово.

Людмила Борисовна Кара-Гяур — одна из самых уважаемых и влиятельных личностей творческого Севастополя, дважды Народная артистка, лауреат множества театральных премий и общественных наград представила своему родному севастопольскому зрителю уникальный литературный проект «Царственное слово». Название было выбрано не случайно. Воистину царица русского драматического театра обратилась к творчеству себе подобной, такой же коронованной особе, поэту Анне Ахматовой.

Удивительно, насколько точно и актуально звучит каждая строчка этой постановки в свете сегодняшних реалий. И ведь что характерно, идею проекта Л.Кара-Гяур задумала еще в конце прошлого года, когда никто из нас даже не предполагал, как будет развиваться История. Могу с уверенностью заявить, что полуминутный ролик с анонсом премьеры, который транслировали с конца февраля, нес в себе такой мощный призыв, что был сильнее любых заявлений политиков, агитации в прессе и рекламных баннеров.

Как и все великие актеры, она сумела всего в нескольких строчках выразить всем свое такое важное и как всегда принципиальное мнение:

Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Но горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Сразу замечу, что от этой работы не стоит ждать обычной декламации, которая может запомниться зрителю лишь благодаря удачным рифмам. Совпадают здесь не поэтические строки, а людские чувства и переживания. Это полноценный спектакль, это напутствие и колоссальная поддержка всем нам, сегодняшним.

Не знающим творчества Ахматовой, может показаться, что стоящая на сцене женщина, кутающаяся в не по размеру большой пиджак, рассказывает историю исключительно своей жизни. Слушая строчки из поэмы «У самого моря», я вижу образ еще совсем молодой, дерзкой и веселой девчонки, только ступившей на севастопольскую землю.

Верность ставшему ей родным Севастополю, жителям которого она посвящает все свое творчество и такую нелегкую жизнь, перекликаются с еще одними строчками поэтессы: «А я один на свете город знаю. И ощупью его во сне найду».

Просьба отключить телефоны и воздержаться от аплодисментов до конца спектакля, чтоб ничем не нарушить предстоящую исповедь актрисы, все же была нарушена, но вполне оправданно. В зале то и дело были слышны всхлипывания, а в какой-то момент все мы уже без стеснения перед ней вытирали с глаз набегающие слезы.

Именно блок военной лирики вызвал среди публики наибольший отклик. Написанные еще в середине прошлого столетия стихи зазвучали не просто как память о войне, а воспринимались как некое предостережение. Могла ли эта большая актриса предположить, что спустя сорок лет, уже в новом тысячелетии, ей вновь придется говорить о пережитом своего народа, об испытаниях военных лет.

Я знаю, что, как и все присутствующие на этой премьере, обязательно захочу прийти снова на ее моноспектакль. Во время поклонов актриса поблагодарила всех зрителей и поздравила с праздником, заявив, что этот день, 16 марта, без сомнения, будет отмечаться в Севастополе с такой же важностью, как и праздник 9 Мая. А я все же хочу добавить, что этот спектакль стал в первую очередь ее Победой. Спустя три года тишины и невостребованности в театре она с легкостью доказала свой статус и выборола самое главное право — творить и нести всем нам свое царственное слово.

«О, как я много зрелищ пропустила, И занавес вздымался без меня. И так же падал», — пусть именно эти строки будут восприниматься отныне лишь в призме творчества Анны Ахматовой и больше никогда не станут вторить гению Людмилы Кара-Гяур.

comments powered by HyperComments
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter