В поисках оленя-мутанта
«Севастопольская газета» отправилась на поиски оленя-мутанта в заказнике «Байдарский»
Недавно в Интернете появилась информация о том, что в вольерном хозяйстве в заказнике «Байдарский» скрестили крымского благородного оленя и бирючанского. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, «СГ» отправилась на поиски зверя-мутанта.
В вольерное хозяйство мы поехали вместе с инспекторами Госуправления экологии и природных ресурсов Алексеем Безверхим и Николаем Ткачуком. По дороге А. Безверхий рассказал, что после появления информации о скрещивании двух видов оленей общественные экологические организации забросали их гневными письмами: почему экологи разрешили скрещивать два несовместимых вида оленей?
«Экспертизу этот проект не проходил, никаких договоров никто не подписывал и разрешение на скрещивание оленей, естественно, не выдавалось, — рассказал А.Безверхий. — Это запрещено законом Украины «О животном мире» и «Об охотничьем хозяйстве». Селекцией может заниматься только научно-исследовательское предприятие, а Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие «Красный камень» таковым не является. Насколько нам известно, в этом вольерном хозяйстве есть только олень крымский благородный, других видов оленей там нет. Сегодняшняя проверка поможет в этом убедиться.
Где мутант?
У ворот вольерного хозяйства нас встретил начальник охраны предприятия «Красный камень» Александр Богуш, который рассказал, что на сегодняшний день в хозяйстве находится девять взрослых особей оленя благородного (два самца и семь самок) и три маленьких олененка, которые недавно появились на свет. А также четырнадцать взрослых муфлонов (горные бараны) и пять их детенышей.
На вопрос, где же селекционный мутант, А. Богуш долго смеялся.
— Селекционное скрещивание — процесс трудоемкий, — заверил А. Богуш. — Во-первых, учеными должен быть разработан проект, который необходимо согласовать с экологами. Без этого мы не вправе даже и думать об этом. В нашем вольерном хозяйстве, кроме оленя благородного, других видов нет. И во всем Крыму других видов оленей нет.
Мы подошли к ограде вольера, площадь которого составляет около пяти гектаров, однако животных не увидели. Олени ведут ночной образ жизни: днем спят в гуще леса, а вечером выходят поесть. Один из сторожей попытался выманить животных. Олени выбежали из леса вместе с муфлонами. Все животные держались небольшим стадом. Рядом с мамой-оленихой — молодые оленята. У взрослых особей на голове огромные рога, но они не мешают животным держаться грациозно. Шерсть у оленей гладкая и лоснящаяся. К ограде вольера они близко не подошли, увидев людей, снова скрылись в лесу.
ООО ПОРСП «Красный камень» было создано в 2001 году. Главная задача хозяйства — увеличение поголовья охотничьих животных в Севастополе за счет создания вольерных комплексов. По случаю в Запорожье работники хозяйства в 2001 году приобрели для разведения двух самцов и двух самок оленя благородного. За пять лет в вольерном хозяйстве на свет появились восемь самок. Когда поголовье оленя крымского благородного еще больше увеличится, работники хозяйства планируют построить большой вольер на Красном камне — в самом сердце своих угодий, растянувшихся на тринадцать тысяч гектаров. Со временем животных выпустят в природу.
— С 90-х годов прошлого века численность оленей сильно уменьшилась. Многие сельские хозяйства перестали существовать, на полях не высаживались зерновые культуры и олени стали уходить далеко в горы в поисках более благоприятных условий для обитания. Другие погибли от рук браконьеров, — сказал А. Богуш. — Оптимальная численность этих животных по Севастопольскому региону порядка 330 голов. Поэтому в интересах всех охотничьих хозяйств не проводить охоту на оленя благородного. Кстати, в этом году будет проводиться только селекционный отстрел животных. Разрешения на охоту выдаваться не будут.
Браконьеры
В хозяйстве работают посменно пять егерей, которые каждый день обходят угодья.
— Я тоже каждый день обхожу угодья, — сказал А. Богуш. — В этом году случаев браконьерства еще не было. В прошлые годы такие факты выявлялись не раз. Но наше законодательство невероятно лояльное. Даже поймав браконьера, который поставил ловушку для оленя, доказать, что он — браконьер, невозможно. Если только он сам не признается и подпишет протокол. Штраф за незаконную охоту 340 гривен.
— В ходе проверки в данном вольерном хозяйстве факты кровосмешения или выведения новой особи оленя-мутанта не подтвердились, — заключил А. Безверхий по дороге в Севастополь.
Ключевые слова физлиц: Безверхий Алексей, Ткачук Николай, Богуш Александр