Новости Севастополя

В объективе — скалы и шаманы

Городской скалолазный клуб снимает художественный фильм

Комментарии: 2

Городской скалолазный клуб Concord заканчивает съемки художественного фильма «Гротески скальной эпохи». Фильм с глубокой философией снимают малыми силами, буквально из подручных средств.

Городской скалолазный клуб Concord заканчивает съемки художественного фильма «Гротески скальной эпохи». Фильм с глубокой философией снимают малыми силами, буквально из подручных средств.

Здесь нет крутых камер и светильников, больших бюджетов и толпы из съемочной группы. Осветительные лампы куплены на рынке 5-го километра. Штативы к ним — из старого спиннинга. Бокс для подводной съемки переделан из аквариума. Реквизит взят напрокат у друзей. Но каждый эпизод снимается несколько дублей. Команды «Камера, мотор!» и «Стоп, снято!» звучат так же внушительно, как при съемках блокбастера. А главное — замысел и философия фильма не менее значительны.

Есть идея!

Руководитель клуба Concord, он же режиссер-постановщик, сценарист и продюсер Александр Ляпун рассказывает, что с идеей «Гротесков» носился долго. Были какие-то разрозненные ощущения, но видение целостной картины все не приходило. Изменилось, когда провел несколько дней в одиночестве на Бабуган-яйле, наблюдая и фиксируя на пленку жизнь белоголовых сипов. Вспоминает, что не сразу смог понять их ритм жизни. Часов в пять утра он выходил из палатки, медленно подкрадывался к краю скальных обрывов яйлы и включал камеру. Все надо было делать незаметно, потому что у сипов очень зоркий глаз. В полете различают букашек в траве, не то что человека. Так А.Ляпун проникался их естественным укладом жизни, вековым единением с природой.

Эта идея гармонии с миром и легла в основу фильма. Четыре первобытные стихии. Животные и птицы, их олицетворяющие. Воду — рыбы, воздух — птицы, землю — змеи и ящерицы. В стихии огня все соединяется воедино. Помимо стихий, в фильме появляется пятый герой — человек. Но и он необычен. Это фигура древнего шамана. Не надо пугаться, речь не идет о каких-то современных оккультных веяниях. Шаман в фильме лишь как связующее звено мира стихий и мира людей.

Один съемочный день

«СГ» участвовала в съемке одной из последних сцен. По замыслу режиссера шаман должен постепенно удаляться, становясь меньше и меньше.

Казалось, непросто сделать так, чтоб за 60 секунд человек уменьшился в разы. Но А.Ляпун нашел выход. Оказывается, если снимать на фоне скал, то масштаб виден сразу. Тем более, это соответствует идее фильма. Монументальные вечные скалы остаются, а человек уходит.

Подходящий объект съемки нашелся в Качи-Кальоне, рядом с селом Предущельное Бахчисарайского района. Режиссер заранее съездил на место и нашел подходящую скальную галерею. Благодаря этому мы, не теряя времени, в одно солнечное осеннее утро сразу приступили к съемочному процессу.

А.Ляпун чистит специальной щеточкой линзы камер. Помощник режиссера Татьяна Ляпун тем временем наряжает Нину Прокопенко в костюм шамана. Татьяна сама придумала и сшила наряд. В общем-то все просто. Длинная коричневая юбка и рубашка. К рукавам пришиты большие вороньи перья. На голову актрисе надеваются черный длинный парик и повязка с маленькими перышками и украшениями. Гримерки или передвижного фургончика здесь нет. Н.Прокопенко поправляет парик, глядя в карманное зеркальце. Рассказывает, что если раньше на переодевание уходил час, то теперь минут 20.

Пока актриса готовится, режиссер решает снимать трепещущие на ветру перышки, которые лежат на бубне. Шаманский инструмент, кстати, особенный. Сделан в Сибири из вымоченной в моче оленьей кожи, натянут на деревянный обод жилами и высушен в определенных условиях. А.Ляпуну на время съемок бубен одолжили друзья.

Наконец, шаман готов. Актриса должна прощально ударить в бубен, вслушаться в умирающий звук и не спеша пройти по галерее до конца, «вот до тех скал».

Без дублей не обошлось. То бубен лег не той стороной. То начал не вовремя сползать по камню. То актриса оступилась. А как не оступиться, если приходится идти босиком по острым камням. Но не жалуется, а послушно проходит раз за разом по галерее. «Это хороший массаж для ног. Не будете нервничать», — утешает актрису помощник режиссера.

Н.Прокопенко 83 года, так что такой массаж действительно полезен. Тем более, за время съемок фильма привыкла не спорить со строгим режиссером. Вспоминает, как снимали прошлой осенью на краю скал. Дул сильный ветер, так что стоять над пропастью было страшновато. Пожаловалась. На что режиссер в шутку пригрозил, что ничего не остается, как прибить ноги гвоздями. А этим летом съемки проходили ночью в заброшенном карьере на горе Гасфорта. Было очень холодно, но актриса по режиссерскому велению терпеливо ходила босиком. Пришлось только чаще кипятить котелок с чаем, чтоб хоть как-то согреться.

Наконец, и эта сцена сделана. Меняем место съемок. Пока обходим скальный массив Качи-Кальона, замечаем живописные крупные камни. «На всякий случай» шаман уходит вдаль и на этом фоне.

Приходим в начало новой галереи. Здесь, видно, жили древние люди. Сохранились выдолбленные в скале дыры, куда, наверное, продевались веревки. На них натягивались шкуры животных. В итоге получалось жилище. В такой особой ауре снимаем еще раз уход шамана. Внизу шумит автотрасса. А здесь вековой покой. Раздаются только мерные удары в бубен и свист ветра в скалах.

Сцена снята. Съемочный день окончен. Впереди остался только монтаж.

Справка

Фильмы клуба Concord и их награды

Скалолазный клуб Concord снял уже немало фильмов. Некоторые отмечены на международных фестивалях. Так, художественная лента «Мистерия скал» получила приз «За вдохновение» на международном московском кинофестивале «Вертикаль» в 2006 году. Обе серии «Кодекса движения» получили награды. «Точка опоры» — приз за творческий поиск в создании фильма на фестивале «Вертикаль» в 2002 году, «На линии скал» — приз за создание сериала учебно-методических фильмов «Кодекс движения» о передвижении в горах и на скалах на фестивале «Вертикаль» в 2004 году.

Фильм «Ее величество Вертикаль» — лауреат 12-го Санкт-Петербургского фестиваля туристических и приключенческих фильмов 1999 года.

«Современники скал» являются визитной карточкой Федерации альпинизма и скалолазания г.Москвы.

Кроме этого, Concord снял такие короткометражные ленты о восхождениях на скалы Крыма, как «Флаги державы на вершинах Украины», «Марчека — магия вертикали», «Вертикали Священного мыса», «Воспоминания о Крыме» и «И зовет нас путь».

comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter