Андрей Каретников
Андрей Каретников вспоминает, что впервые увидел пропеллерные ветряки в 93-м году в окрестностях Щелкино. Говорит, что еще тогда удивился, насколько малы их лопасти по площади. Кроме этого, подметил еще один недостаток: лопасти закручены в форме винта. Из-за этого концы лопастей движутся с большой скоростью, а начало у оси — с маленькой. Так что часть энергии ветра просто недополучается.
Тогда и придумал, как усовершенствовать современные ветряные мельницы. За основу взял науку ставить паруса по ветру, которую освоил еще в юности. «Ход судна зависит от угла паруса относительно ветра, — объясняет пожилой конструктор. — Поэтому, к примеру, неслучайно раньше ставили в основном прямые паруса. Это позволяло даже самым тяжелым судам при попутном ветре развивать огромные скорости. А пираты, наоборот, ходили под косыми парусами, чем достигали лучшей маневренности. При преследовании легко уходили из-под ветра, их не мог догнать ни один королевский фрегат».
А.Каретников предлагает «расправить» и увеличить лопасти пропеллеров. Это даст одинаковую скорость ветра по всей длине лопасти. Кроме этого, к привычным трем лопастям надо добавить еще одну. Каждое «крыло» — под разным углом. В итоге конструкция должна брать у ветра все. Соответственно, энергии выработается больше.
Меньше фундамент и металлоемкость
По замыслу изобретателя, можно еще удешевить саму конструкцию ветряка. Обычно станции должны выстоять при сильном шквальном ветре. Поэтому делается мощный фундамент, а сами башни изготавливаются из высокопрочного металла. Каретников предлагает растянуть ветряк тросами по подобию корабельной мачты, которая сохраняет устойчивость благодаря вантам. Это позволит сэкономить на фундаменте и металлоемкости конструкции.
Энергия будет всегда
Когда ветер слабый, ветряки вырабатывают мало энергии. Конструктор Азчеррыбы придумал, как избежать этой беды.
Лопасти винта на обычной станции закреплены консольно, то есть только одним концом. Роторные лопасти модели Каретникова — двумя концами. На оси вращающейся части — ротора — изобретатель предлагает поместить обычное автомобильное колесо, которое должно снимать вращательную энергию. По замыслу изобретателя, при приближении колеса к оси ротора обороты генератора должны уменьшаться. При удалении от центра — увеличиваться. «Таким образом, это колесо является еще и вариатором, механической передачей, — поясняет А.Каретников. — При разной силе ветра и скорости вращения ротора можно обеспечить постоянную скорость вращения генератора». Так что энергия будет всегда.
Где и как
Одним из лучших мест, где можно установить ветряк, на горе над Балаклавским заводом подводных лодок, считает конструктор. Там ветер есть всегда. Высота мачты может быть любой. Но, по словам А.Каретникова, чем выше, тем будет лучше.
Пока роторный ветряк существует только на бумаге, да в воображении его создателя. По подсчетам А.Каретникова, даже экспериментальная модель стоит около 8-10 тысяч грн. Но это ничуть не смущает изобретателя. Он уверен, что усовершенствованный ветряк принесет огромные выгоды тому, кто согласится его построить.