Атаман Черноморской сотни Севастополя Анатолий Марета попал в изолятор временного содержания (ИВС) Ленинского района вечером. А ночью привезли рецидивиста, который первым делом поинтересовался у охранников, кто еще сидит в камере.
— Таксисты и казаки.
— А казаки-то за что?
Когда узнал, что А.Марета оказался в камере за защиту Графской пристани, то подошел и пожал ему руку.
«СГ» провела собственное исследование, не претендующее на всеохватность и глобальность, и постаралась выяснить, что за казачьи организации существуют в Севастополе и чем они занимаются, вызывая уважение даже у обитателей ИВС.
Возрождать, просвещать...
Помимо Черноморской сотни исследование «СГ» охватило Севастопольский курень Украинского казачества, Черноморский округ Всеукраинской организации реестрового казачества, Черноморский казацкий округ и Международный союз казачества (МСК), а также Совет атаманов Крыма, куда входит 19 различных казачьих организаций.
По сути, все исповедуют общие принципы. Хотя акцент каждый делает на своем. К примеру, нынешние казаки ратуют за возрождение прежних традиций. Городской курень Украинского казачества организует шлюпочные и яхтенные ралли по маршруту: Киев – Севастополь – Стамбул.
Другие делают приоритет на работе с молодежью. Черноморский округ Всеукраинской организации реестрового казачества старается проводить игры, сборы. Черноморский округ на базе школы №15 открыл казачий класс, сделал ремонт кабинета. Международный союз казачества (МКС) помогает нескольким классам в городе: в гимназиях №1, №7 и №60. Там тоже сделан ремонт, проводятся уроки патриотического воспитания. Совет атаманов Крыма обучает молодежь боевым казацким искусствам: рукопашный бой, боевой гопак. По словам атамана объединения казаков Крыма «Крымская паланка» Сергея Юрченко, молодежь активно идет в казаки. В первую очередь для нее это возможность защитить себя.
... и охранять
Многие организации считают одной из основных целей своей деятельности — охрану общественного порядка. К примеру, МСК создал в Севастополе добровольное объединение «Кречет», обладающее официальной лицензией на охранную деятельность. Как рассказал полковник казачества, заматамана Сергей Вечурко, члены этой дружины поддерживают общественный порядок на различных городских мероприятиях, патрулируют городские улицы совместно с нарядами милиции, охраняют некоторые школы, детские садики.
Совет атаманов Крыма подошел к охране общественного порядка еще серьезнее. По словам пресс-офицера Совета атаманов Крыма Юрия Першикова, на базе одного из пансионатов в Алупке создано казачье подразделение, члены которого — 50 человек — находятся на казарменном положении. Они сопровождают пограничников, когда те на катерах выходят в море. Кроме этого, казаки из Алупки помогали МЧС разбирать завалы взорвавшегося дома в Евпатории, при тушении пожаров в горном Крыму.
В Севастополе казаки охраняли в прошлом году памятник Екатерине II. «Я сам из Бахчисарая, — рассказывает С.Юрченко. — Это недалеко от Севастополя, поэтому мы были давно в теме. Сначала охраняли место, где должен быть установлен памятник. Потом, само собой, продолжили нести вахту при установке монумента. Позже ожидали ряд провокаций со стороны украинских националистов, меджлиса, поэтому казаки остались еще. Честно вам скажу, мы до сих пор его охраняем. Два-три человека в гражданской одежде постоянно присматривают».
Ю.Першиков добавляет: «Кроме Екатерины, мы защищали штаб ЧФ РФ. Последнее мероприятие — охрана общественных слушаний по угольному терминалу. Были попытки пройти с луганскими паспортами. Но наши ребята из Черноморской сотни, атаманской сотни «Соболь» и из Алупки стояли твердо, проверяли паспорта. Может, кому-то не нравилось, но мы сделали все возможное, чтобы слушания прошли».
А.Марета вспоминает, как защищали Графскую пристань летом прошлого года: «Мне позвонили, рассказали, что происходит на пл.Нахимова. Я приехал, посмотрел и только после этого подтянул других людей. Просто очень часто тревоги бывают ложные».
Попав в заключение, говорит, что страдал в основном от бездействия. «Там свои законы, с которыми надо считаться. Хотя я со многими не согласен. Но угнетало даже не это, — признается казак. — Страдал от бездействия. Семья, работа, наше дело — все простаивает. Плюс круглые сутки включен телевизор — не дает расслабиться. Вечером нас закрыли, а в семь утра уже куда-то повезли. Подумал: неужели в Симферополь? Оказалось, в Балаклаву. Смотрю, КПП. Сначала решил, что нас привезли в одну из военных частей. Подумал: будут водить перед украинскими военными для опознания. Но потом узнал Балаклавский РОВД. Нас там прятали до вечера. Есть не давали. Посадили в три маленькие камеры. Мы общались между собой, пели патриотические песни. К вечеру вернули обратно в город».
А.Марета говорит, что такая реакция на его общественную деятельность его не отпугивает. Наоборот, это доказывает, что не зря дело делают. «Бывает, собираешь людей и гадаешь: получится или нет. Может, соберемся, назовем друг друга атаманами, есаулами и будем глядеть друг на друга. В лучшем случае, водку пить. А когда есть такая реакция, это только вдохновляет».
Просто мужское хобби
В казаки идут по разным причинам. Все сходятся на том, что в первую очередь должна быть некая духовная, внутренняя потребность. К примеру, А.Марету привели в казачество православная вера и газета «Русичи». Именно там он прочел призыв С.Юрченко присоединяться к казакам.
Командующий Черноморским округом Всеукраинской организации реестрового казачества Ростислав Конопацкий добавляет: редкий мужчина устоит перед желанием примерить красивую казачью форму.
Представитель Черноморского казацкого округа Иван Боечко рассматривает занятие казачеством как мужское хобби, призвание.
Глава севастопольского куреня Украинского казачества Мирослав Мамчак считает, что большое количество казачьих формирований только дискредитирует истинное казачество. «Не успела организация создаться, а там уже все генералы и гетманы, — говорит М.Мамчак. — Хотя исторически гетман был всегда один». Также М.Мамчак пояснил еще одну причину популярности казацких организаций: «Казачество как организация имеет право заниматься хозяйственной деятельностью. Им выделяются не только офисы, но земельные участки, за которые идут драки с татарами».
Вместо чарки горилки и крестного знамения
В Запорожской Сечи в казаки принимали просто. Для этого надо было выпить чарку горилки и перекреститься. Сейчас процесс вступления в казачьи ряды немного усложнился.
К примеру, в Черноморский округ реестрового казачества можно попасть только через церковь. «Мы готовим человека. До принятия присяги необходимо исповедоваться. Во время присяги в соборе человек дает клятву на верность, становится на колени, целует флаги Украины и казачества. Ему на плечо кладется сабля. Потом — посвящение в казаки. Каждому вручается документ, что ему дана реестровая грамота. Это подтверждает то, что человек внесен в общеукраинский реестр, список», — рассказывает Р.Конопацкий.
У Черноморского казацкого округа существует испытательный срок. «Наша Рада рассматривает заявку, издает приказ о принятии в наши ряды, о присвоении звания и назначении на должность», — говорит И.Боечко. Кстати, процесс присвоения званий в Округе прост. Всем, у кого высшее образование, присваиваются офицерские звания: младший лейтенант и выше. У кого среднеспециальное образование — от прапорщика до младшего лейтенанта. Тот, у кого обычное среднее образование, может получить звания от сержанта до прапорщика. Но генералом просто так не станешь. Такой человек должен иметь определенный послужной список. К примеру, И.Боечко сначала был майором казачества, поскольку у него было гражданское звание — капитан медслужбы. Потом он стал подполковником — занимал должность замкомандующего по экономике в Округе. Потом был заместителем атамана города Севастополя. А генерал-майорское звание уже получил, будучи атаманом города Севастополя. В казачестве И.Боечко с 2003 года.
Назначение нагайкой
По словам С.Юрченко, атамана сначала выбирают на большом круге. Он встает, кланяется перед собравшимися со словами: «Я — ваш отец, вы — мои дети». Потом к нему подходит старейшина, посыпает голову землей, чтобы знал: откуда вышел, туда и взойдешь. Нового атамана три раза ударяют по спине нагайкой. Чтоб не забывал: атаман — вершитель судеб, наказывает одних, принимает решения по другим. Поэтому должен на своей шкуре испытать, каково это — получать наказания.
Генералом быть дороже
Практически все казачьи организации существуют исключительно на средства активистов и спонсоров.
«В Черноморском округе реестрового казачества объединены прекрасные и именитые люди города: ветераны вооруженных сил, МВД, флота, предприниматели, бизнесмены, руководители предприятий. Мы привлекаем таких людей, которые могут и способны работать с людьми. Привлекаем именно бизнесменов, потому что мы общественная организация, мы ничего не зарабатываем», — пояснил Р.Конопацкий.
В МСК существуют добровольные взносы среди офицеров в кассу полка. «Каждый сам решает, сколько готов выделить», — говорит С.Вечурко.
В Черноморском казачьем округе сумма ежемесячного взноса более четкая. Как рассказал И.Боечко, если человек в звании генерала, то в месяц он платит сто гривен. Полковник и подполковник — 50 грн. Капитан платит уже 25 грн.
Казаки с именем
Цитируя Р.Конопацкого, можно сказать, что казачьи организации стараются объединить «именитых людей города». Взять, к примеру, наших героев. Ростислав Конопацкий — замначальника Укрпочты, Иван Боечко — главврач станции переливания крови, Сергей Вечурко — первый заместитель гендиректора ОАО «Телекоммуникационные системы». Кстати, атаманом международного союза казачества в г.Севастополе был выбран Сергей Горлачев, прежде работавший зампредседателя парламентского комитета Верховной Рады по контролю за правоохранительными органами. Сейчас это севастопольский бизнесмен.
Поэтому городские казачьи организации не только финансово состоятельны, но еще и влиятельны в общественной жизни Севастополя.
История
Казачество
Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. К началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским Царством начали систематическую колонизацию окраин России, заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.
Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь, стали вассалом Речи Посполитой. Но политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к провозглашению Гетманщины и массовому восстанию Богдана Хмельницкого, что в корне изменило геополитический баланс восточной Европы. Впоследствии казаки повернулись к России, и Переяславская Рада объединила Украину с ней.
В 18-м веке растущая Российская Империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто противоречило их вольному образу жизни и привело к множеству восстаний: Разина, Булавина, Пугачева. Это вызвало крупные карательные меры со стороны властей и в крайних случаях целые войска могли быть расформированы, как случилось с Запорожским в 1775 г.
К началу 19-го века казаки образовались в свое сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, постоянно посылали людей на множество войн. В ответ они имели огромную социальную автономию, освобождались от налогов и т.д. К началу 20-го века казаки стали стереотипом России за границей и ее власти внутри.
В ходе гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. После победы Красной Армии казачьи области подвергались репрессиям вплоть до середины 1930-х.
После распада СССР началось систематическое восстановление казачества. Сейчас существует множество казачьих обществ в России, Казахстане, Украине и в других странах (материал из Википедии).