Севастопольская повестка дня для министров обороны
На переговорах министра обороны России Анатолия Сердюкова и министра обороны Украины Михаила Ежеля, которые проходили вчера и сегодня в Крыму и Севастополе, планировалось обсуждать в основном вопросы военно-морского сотрудничества.
Такие, как условия использования российскими военными тренажерного комплекса палубной авиации «НИТКА» в Саках, и 31-го испытательного центра возле Феодосии, а также участие Черноморского флота в обеспечении ходовых испытаний украинской субмарины «Запоріжжя». Кроме того, министры приняли участие в украинско-российских командно-штабных компьютерных учениях «Фарватер мира-2010».
Однако власти Севастополя хотели бы, чтобы военные ведомства двух стран озаботились и социально-экономической ситуацией, сложившейся в городе в связи с базированием двух флотов. О том, какие вопросы он намерен поставить перед министрами, рассказал журналистам председатель Севастопольской госадминистрации Валерий Саратов.
Ласковое теля на голодном пайке
Самый важный вопрос — сколько Севастополь должен получать за базирование российского флота из госбюджетов двух стран. Напомним, что из украинской казны власти хотели получить 212 млн грн. В реальности получили 107 млн грн, да и те, по словам В.Саратова, проходят в министерстве экономики «мучительные согласования».
«После этого я буду проситься на прием к председателю правительства Николаю Азарову и отстаивать нашу позицию. Эти все деньги взялись не из воздуха. За ними стоят участки, которые занимает Черноморский флот. Мы опираемся на то, что поменялась ставка аренды. Мы абсолютно доказательны в своих расчетах, которые прошли проверку в департаментах министерства экономики. Я не готов комментировать по этому году, но по следующему году мы обязательно будем ставить вопрос», — сказал В.Саратов.
Что же касается субсидии на социально-экономическое развитие Севастополя из федерального бюджета России, то она, по мнению председателя СГГА, должна быть увеличена в четыре раза. Напомним, что в этом году Севастополь получил 38 млн грн.
«Сегодня цифра участия России в социальном развитии города, по той методике, которая есть, привязана к 12 тысячам военнослужащих. Я думаю, это не совсем правильно. У этих военнослужащих есть семьи. Помимо этого, мы сейчас прикинули, у нас еще порядка 6,5 тысяч человек, которые за это время ушли на пенсию, плюс их жены. Это люди, которые не работали на государство Украина. Я считаю, что сегодня перед Россией корректно ставить вопрос о том, что сегодня к Черноморскому флоту прямое отношение имеют 50 тысяч человек или 15% населения», — сказал В.Саратов.
Деньги, выделяемые из федерального бюджета России, город тратит в основном на обустройство российских военных городков. Были починены кровли в Каче, налажено водоснабжение в Верхнесадовом, запроектированы очистные сооружения на Фиоленте, будет закончено строительство поликлиники семейного типа в Казачьей.
«В этом году начнется проектирование школ, в следующем — садиков. Я считаю, что это правильные отношения города и российских военных. То есть мы, осваивая те деньги, которые выделяет Россия, в первую очередь учитываем интересы военных городков на нашей территории», — сказал В.Саратов.
Дай гектар!
Пока же Российская Федерация не только не увеличивает сумму субсидий, а, наоборот, наращивает долги на своих военных предприятиях в Севастополе. Валерий Саратов подготовил целый ряд писем по этому поводу к Анатолию Сердюкову.
«Будем говорить честно: и российским военным вся территория не нужна, и украинским. Маленький пример. У Черноморского флота находится завод ЖБИ в самом центре города на мысе Хрустальный. Нужен там завод? Конечно», — сказал В.Саратов.
Однако конкретных решений по этому вопросу от российской стороны он не ждет, поскольку Россия, подписав соглашение о пребывании ЧФ в Севастополе до 2042 года, по сути, оплатила всю занимаемую военными землю.
«Сегодня без доброй воли российской стороны решение принято быть не может. Здесь надо найти алгоритм, который должен учитывать интересы российской стороны, украинской и города. Я однажды озвучил, может быть, смешную идею. Я сказал: давайте выставим отдельные участки на аукцион, треть потратим на строительство жилья для российских военнослужащих, треть — на строительство жилья для украинских военнослужащих, а треть отдадим городу, чтобы он к этим объектам провел инфраструктуру», — сказал В.Саратов.
Бомжи с ЧФ
Председатель СГГА намерен поставить перед министром обороны России вопрос о расслужебливании жилья, которое сейчас занимают офицеры ЧФ, попавшие под сокращение или ушедшие в запас.
«Вопрос состоит в том, что люди законно получают жилье, прослужив на флоте 20-30 лет. По ряду причин они хотели бы его приватизировать. У города Севастополя нет вопросов. Я говорю: дайте нам какой-нибудь документ, подтверждающий право собственности этого человека на жилье, дарованное ему городом Москвой или Российским государством. Как только такое право будет, мы сразу найдем, как перевести это в плоскость украинского законодательства. Проблема в том, что российская сторона не может определиться. Позиция министра обороны простая: все это жилье должно быть служебным. А как оно может быть служебным? В 1997 году подписано большое соглашение. Ориентировочно в среднем на флоте каждый год увольняется 1100 человек, ориентировочно 40% или 500 человек остается в Севастополе. Прошло 13 лет. За это время 6 тысяч остались в Севастополе и имеют право на квартиру», — сказал В.Саратов.