Несмотря на старинную морскую традицию, М.Сухина не носит серьгу в ухе, а преподает навигацию и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания на кафедре судовождения и морской безопасности в Черноморском высшем военно-морском училище им.Нахимова. Бывший капитан начинает рассказ издалека.
Советские годы
Перед развалом Советского Союза по заказу Министерства рыбного хозяйства на Гданьской судоверфи им.Ленина было построено несколько однотипных парусников. Первый «Дар Младежи» так и остался польским. «Дружба» отошла в ведомство Одесской мореходки. Следующим на воду спустили «Херсонес» для Севастополя.
Новый парусник пополнил отряд судов СПО «Атлантика», вместе с тремя учебно-производственными траулерами.
— Я пришел на парусник в 1990 году дублером. Помню, что мы обучали курсантов разных рыбопромышленных техникумов: Херсонского, Одесского, иногда Белгород-Днестровского и даже Ейского, — вспоминает М.Сухина. — Обычно рейс длился два месяца. Первые 20 дней занимала, как мы называли, «предполетная подготовка». Не выходя в море, учили ребят подниматься на реи, ставить паруса. Стандартный маршрут проходил из Севастополя на Канарские острова.
Когда началась перестройка, было решено перевести парусники из рыбного хозяйства на баланс учебных заведений. Так, «Седов» был приписан к Риге, а попал в Мурманское высшее инженерное училище. «Крузенштерн» относился к Таллинскому рыбхозу, а оказался в Калининграде. В Крыму рыбохозяйственное учебное заведение находилось только в Керчи. Поэтому в 91 году «Херсонес» перевели именно туда.
Новая власть
— Для страны очень престижно иметь парусники. Значит, это морская держава. К сожалению, на Украине этого не понимали, — считает М.Сухина.
В 1991 году Украина получила три парусника: «Товарищ», «Дружба» и «Херсонес». Во время военно-морского праздника «Товарищ» сел на мель около Памятника затопленным кораблям в Севастополе. В 94 году пошел на ремонт в Ньюкасл (Великобритания). Причем без каких-либо официальных договоров. Европейские любители парусников собрали деньги ему на ремонт. Но когда судно встало в док, оказалось, что более 60% подводной части надо менять, поэтому собранных средств не хватает. «Товарищ» застрял в Британии. Через несколько лет Минобразования Украины передало его одной немецкой компании.
С перестройкой «Дружбу» переделали из учебного судна в пассажирское, что не очень выполнимо. Один раз парусник арестовали в Болгарии. Потом судовладелец заключил договор с фирмой в Швейцарии, откуда вызволяли чуть ли не с участием СБУ. С тех пор судно стоит на приколе в Одесском порту.
«Херсонесу» повезло чуть больше и дольше.
— Судно польской постройки. Все снабжение, за исключением навигационной настройки и оборудования связи, импортное. Чтобы покупать запчасти и ходить за границу, нужна инвалюта. До 1993 года Министерство рыбного хозяйства содержало парусник. С приходом Украины финансирование прекратилось, — вспоминает М.Сухина. — В это время в Германии появилась такая компания, как Inmaris Perestroika Sailing GmbH, которая разработала туры для всех желающих. Наш судовладелец заключил договор, на основании которого мы предоставляли немецкой компании определенное количество пассажирских мест. За это фирма обязалась полностью содержать судно, экипаж, около 40 человек, и курсантов, около 70 человек, во время рейса.
Легендарный рейс
— Однажды мы с нашим партнером из «Инмарис Перестройка» пили пиво, когда он мне говорит: что бы нам такое сделать, давай сходим вокруг мыса Горн, — смеется М.Сухина.
На подготовку к легендарному плаванию ушло два года. Севастополец просчитывал навигационную часть, а немец искал финансирование.
Стартовали в конце октября 1996 года из г.Киль (Германия). На переходе до французского Сен-Мало попали в 11-балльный шторм в Северном море. Судно кренилось более чем на 55 градусов. М.Сухина не знает, на сколько точно, потому что крайняя отметка судового кренометра была как раз 55 градусов, а стрелка падала еще ниже. Девять парусов изорвало в клочья. Один из членов экипажа чуть не упал за борт. Но после Сен-Мало больше никаких проблем в плавании не было.
Из Франции «Херсонес» пересек Атлантический океан, прошел Панамский канал и спустился на юг по Тихому океану.
— Откровенно скажу, из Атлантики в Тихий мы бы никогда не вышли. Там господствующие западные ветра, а у нас воды на 20 суток максимум. Если идти только под парусами, мы б никогда не дошли. А у нас все было по-взрослому. На борту за нашей работой наблюдал спортивный комиссар — контр-адмирал чилийского флота, следящий за тем, чтоб мы не пускали машину, а шли только на парусах.
Несмотря на то, что из-за отсутствия ветра «Херсонесу» сутки пришлось дрейфовать, парусник лишь на 11 часов отстал от мирового рекорда прохождения пролива Дрейка. После чего капитана судна автоматически приняли в почетный клуб «альбатросов». Его теперь называют «альбатросом». А всех участников плавания — компанье. Они получили право носить серьгу в ухе и пить сидя, положив ноги на стол за здоровье английской королевы.
М.Сухина вспоминает момент прохода пролива:
— Это было потрясающе. Ветерок попутный, баллов семь. Мы шли очень близко к берегу, милях в пяти. Тумана не было, во все небо перекинулись две радуги, от борта до борта. Это называется Царские Ворота. Находящиеся на борту немцы, французы, швейцарцы — ура кричат, радуются. А наши ребята — плачут. Всё внутри. Мы свили венок из троса, потому что цветов, естественно, не было. Украсили его украинским, чилийским и немецким флагами и бросили на траверсе в море в память 12 тысяч погибших здесь моряков.
Дама в красном
В 2003 году «Херсонес» в Севастополе перекрасил корпус в красный цвет, чтобы отличаться от традиционно белоснежных парусников этой серии. Неофициально фрегат стали называть Lady in red — Дама в красном. Как вспоминает М.Сухина, когда судно появлялось в порту, специально ставили песню Never forget lady in red. Мэр одного голландского города во время капитанского приема даже надела красное платье.
— Это была волна подъема. Нас все знали. В Германии возникло Общество любителей «Херсонеса». Они до сих пор издают журнал и периодически приезжают в Крым. А тогда оказывали нам всяческую поддержку. Иногда покупали снасти, еду для курсантов. В случае необходимости могли оперативно собрать средства на медицинскую помощь членам экипажа во время рейса.
Пираты
И вот в 2004-м состоялся второй большой поход «Херсонеса» — вокруг африканского мыса Доброй Надежды.
Маршрут был выбран старинный, основанный на течении ветров: от Канар до берегов Бразилии, а оттуда на юг к Африке. Сначала на северо-восточном пассате, потом на юго-восточном.
— На юго-восточном идти тяжело, поэтому мы спустились на юг, к Тристан-да-Кунья, южнее оконечности Африки. Там поймали «ревущие сороковые», западные ветра, на которых обошли мыс Доброй Надежды. Когда огибали Мадагаскар, поняли, что навстречу идет сильный циклон. Но он, к счастью, прошел севернее.
Следующее приключение касалось прохода по Суэцкому каналу. Дело в том, что сомалийские пираты уже тогда начали угрожать мировому мореплаванию. У архипелага Сокотра в Индийском океане стоял военный немецкий корабль, но «Херсонес» решил пройти самостоятельно, взяв на 500 миль восточнее острова. Оказывается, в 2004-м пираты еще не решались заходить далеко в море. Это и спасло парусник.
Роковая телеграмма
— Когда пришла «оранжевая» власть, то нам задали вопрос: почему нет прибыли? Им объяснили: какая прибыль, мы бесплатно людей учим. Нет, должен быть «прибуток», у вас неправильный контракт. Мне кажется, просто «хабара» хотели, — предполагает М.Сухина. — В 2005-м мы выскользнули. В то время мы принадлежали Держрыбгоспу. А потом этот комитет перестал быть «державным» и перешел в ведомство Министерства агропромышленности. И вот 2006 год. Я собираюсь уходить в рейс. Все готово. Оформил все разрешения. Осталась только таможня. Но оставил ее на утро. Утром звонит агент: я не могу вам никого прислать, есть телеграмма от министра о запрете выхода в море. И все, мы встали. Экипаж разбежался. Летом 2007-го я вернулся в Севастополь. Остался там только старший боцман Заброцкий, он участвовал еще в строительстве парусника.
С тех пор «Херсонес» так и находится в Керчи.
Была надежда
В марте 2014 года в социальных сетях Севастополя поднималась тема возвращения «Херсонеса» в родную гавань. Даже была предпринята попытка транспортировать парусник в Севастополь. Для буксировки судна было выделено три буксира и два катера сопровождения, однако шторм и ректор Керченского государственного морского технологического университета Евгений Масютин воспрепятствовали этому.
Кто стоял за этой операцией «Севастопольской газете» выяснить не удалось.
Как рассказал Е.Масютин, «Херсонес» останется на балансе керченского университета. С начала июня Росрыболовство пришлет экспертную комиссию для оценки состояния учебного судна. И уже, возможно, в следующем году парусник вернется в строй, но в Севастополь не вернется.