история, XX век Боевые награды в войну «просто так» никому не давали Из боевых подвигов подводника Александра Маринеско два вошли в энциклопедию. Остальные стали легендой еще при жизни Героя. На своей «малютке» (подлодке С-13) капитан Маринеско проявлял чудеса смелости и командирской находчивости. Так, однажды А. Маринеско, «приклеившись» к днищу вражеского корабля охраны, смог незамеченным проникнуть в самый центр немецкой эскадры, а потом, вынырнув перед носом у немцев, мощным залпом торпед устроить им «всеобщее потопление». Больше того — из таких ситуаций Маринеско ухитрялся вывести С-13 целой и невредимой. За дерзкие и точно рассчитанные атаки сам Гитлер считал Маринеско своим личным врагом. Для военных моряков капитан С-13 уже в годы войны стал живой легендой. Но именно слава и всеобщее уважение к командиру подлодки, его независимый, «вольный» характер раздражали флотское начальство. И только ошеломляющие боевые победы не позволили убрать моряка-подводника с командного мостика. Более того, был случай, когда авторитет и уважение спасли капитана от неминуемого трибунала... А произошло вот что. Обычно после успешного боевого похода «боевая легенда», пришвартовав «малютку» к причалу северного Балтфлота, отдыхала «не очень скучно». Что характерно — любой военный патруль Ленинграда, обнаружив Маринеско даже в очень сильном подпитии, не сдавал его в комендатуру (в военное время пьяный офицер — это ЧП!), а доставлял тело героя домой — то есть прямо на подлодку. Такое для Маринеско было особое, неписаное правило. И как-то после одного из боевых походов, отстрелявшись, как всегда, удачно, капитан — гроза фашистов — случайно познакомился с очень красивой девушкой. И... влюбился! Как простой мальчуган. Мощным залпом атаковав сердце дамы, отбил ее у жениха за несколько дней до намеченного бракосочетания! После чего лег на грунт на конспиративной квартире. Командира подлодки хватились. Несколько дней прочесывали весь Ленинград. Дело принимало нешуточный оборот: под угрозу срыва был поставлен боевой выход корабля. Все понимали: Маринеско ждет трибунал. И когда сослуживцы все же отыскали его (с дамой сердца) на тайной квартире, из безвыходной ситуации герой-подводник сумел выйти красиво. Причем исключительно благодаря авторитету и уважению. Он приставил палец к губам и сказал пришедшим за ним офицерам: «Тс-с... Вы меня не видели». Эти слова капитана мгновенно разнеслись по всему гарнизону. Но штабному начальству доложены не были. Чем рисковал при таком покрывательстве посыльный патруль — можно только представить. А потом не пойманный на месте преступления командир как ни в чем не бывало оказался на С-13, и подлодка вовремя ушла на задание — дырявить днища немецких кораблей. Но вольность, независимость и известность отважного моряка обошлись ему дорого. Штабное начальство при любой возможности старалось замалчивать его имя, умалять боевые заслуги. Даже номер подлодки вымарывался из кадров кино и фотохроники. ...После окончания войны Александр Маринеско вынужден был ютиться в коммуналке, оставшись в полном одиночестве. И когда тяжело заболел, ему не оказывали даже медицинской помощи!.. «Черная метка» вольнолюбивого моряка оставалась на нем до конца жизни. Увы. И только в 1990 году (через 27 лет после смерти!) имя легендарного героя-подводника Александра Маринеско было восстановлено в списках Героев. Его подвиги — официально признаны. А в переизданную в 1991 году энциклопедию вставлена о нем отдельная статья. Два боцмана ...Не так давно судьба подарила мне уникальный случай — прикоснуться к истории, связанной с Маринеско. Я познакомился с двумя моряками-ветеранами, и они пообещали рассказать о войне такое, о чем нигде еще не написано. На следующий день оказалось, что могут не только рассказать, но и показать: у одного из них с войны памятная вещица имеется. Но все по порядку. Представились друзья-моряки по всей форме. — Владимир Новиков, старшина 1 статьи. Воевал на Балтике. На флоте — тридцать два года отслужил. Как говорят, не сходя с палубы. — Виктор Васин, старшина 2 статьи. На Черноморском флоте прослужил восемь лет, это вместе с войной. В бригаде торпедных катеров был с сорок второго. Поти, Новороссийск, Малая земля, Керчь, Феодосия — нигде не обходилось без нашего катера под номером двенадцать. А еще — по ночам мины на немецком фарватере приходилось выставлять. Мина — это штука коварная. Ее — со специального маленького плавсредства аккуратно в воду столкнуть надо. Но перед этим в специальную ячейку нужно вставить кубик размером с сахарный кусочек. Кубик в воде растворялся примерно за десять минут. Вот за это время мы и должны были успеть отойти на безопасное расстояние. Все это, конечно, в полной темноте. И любая ошибка слишком дорого могла обойтись... — О-о, ты знаешь, батенька Новиков, как на минах наши же корабли рвались?! Хо-хо!.. — Это, не утерпев, в разговор вмешался старшина первой статьи. — Я в войну на стотоннике служил в должности старшего пулеметчика-зенитчика. И тогда одно важное рацпредложение (так теперь сказали бы) внедрил. Вот, смотрите, на фотографии: в такую пулеметную коробку входит одна лента на пятьдесят патронов. А немец — он ведь тоже не дурак. Он точно вычисляет, когда у меня должна лента закончиться. И пока я ленту перезаряжаю — наваливается открыто и нагло. Так я что сделал? К коробке приварил снизу еще одну. В зарядку стали входить уже две ленты. Так мы с другом благодаря второму запасу сбили «мессершмитт»! Да если обо всем начать рассказывать... Ведь боевые награды в войну «просто так» никому не давали. «А нигде не описанный случай» вот какой. В 44-м году, когда я служил на Балтике, старпомом на нашем тральщике был Михаил Ботвинник. И к нему в гости часто приходил Маринеско, о боевых подвигах которого в ту пору ходили легенды. Из себя он был небольшого роста, худенький такой. Но какой-то... Как пружина весь. В общем, живой был мужик. Видать, чем-то я ему понравился. И он заприметил меня. Я веселый моряк был. Как-то пришел он к нам на корабль как раз в мое дежурство. Ну я, как и положено, поприветствовал его. А Маринеско — вдруг снимает с головы пилотку и протягивает мне, посмеиваясь: «Дарю тебе, старшина второй статьи! На память». Вот и все. Пилотку эту до сих пор берегу. А о том, как Маринеско на своей малютке С-13 топил немецкие корабли, он сам при мне в кают-компании рассказывал: « Мы тихонечко так под корабль сопровождения подкрались. И шли. Улучили момент — дали залп. После чего — не в море пошли — там немцы лодку обязательно обнаружили и потопили бы, а мы пошли к берегу. Там — на песочек на двадцатиметровой глубине залегли. Немцы — безрезультатно все море изутюжили. А у берега — ну кто нас искать будет?» Вот каким толковым командиром был Маринеско! В это время Нина, супруга моряка, достала из шкафа пилотку и протянула мне. На вид — пилотка самая обыкновенная. Сшита из ткани хорошего качества. Выстирана, аккуратно заштопана светлыми нитками. На мой вопрос: почему у Маринеско оказался головной убор именно светлого цвета, Владимир Иванович пояснил, что в ту пору командный состав носил именно такие пилотки. Судьба этого головного убора, видимо, рано или поздно будет скорректирована, потому что место этому предмету одежды — в музее. Но из музея Маринеско в Одессе за экспонатом почему-то до сих пор никто не приехал... И это обстоятельство очень печалит «веселого военного моряка» Владимира Новикова. Владимир ШЕВЧЕНКО
Большая Советская Энциклопедия Маринеско Александр Иванович (1913 — 1963) советский моряк-подводник, капитан 3 ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой С-13 (1943-1945), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 г. немецко-фашистский суперлайнер «Вильгельм Густлов» (имевший на борту свыше пяти тысяч солдат и офицеров, в том числе около 1300 подводников) и 10 февраля — вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» (свыше трех тысяч солдат и офицеров). После войны работал в Ленинградском пароходстве, затем на заводе.
О Маринеско — москвичам и севастопольцам
|
|
Copyright © «Севастопольская газета» Использование материалов с сайта газеты в любой форме без письменного согласия редакции не допускается! |
Тел./факс редакции: +38 (0692) 55-74-66 |
E-mail:
99011, Украина, Севастополь, ул.Батумская, 34 |