Новости Севастополя

За сто лет транспорт в Севастополе изменился, а пассажиры — нет

Трамвай — альтернатива извозчикам

Комментарии: 3

Больше века назад проблемы общественного транспорта в Севастополе напоминали нынешние: битком набитые трамвайные вагоны и остановки где попало по мановению руки пассажира.

Больше века назад проблемы общественного транспорта в Севастополе напоминали нынешние: битком набитые трамвайные вагоны и остановки где попало по мановению руки пассажира.

Загадочные рельсы

На городском холме, там, где пересекаются улицы Суворова и Сергеева-Ценского, можно обнаружить сохранившиеся с позапрошлого века трамвайные рельсы. Как они там оказались — загадка, ведь севастопольский трамвай ходил по кольцу города, и через холм маршрут для него не прокладывали.

Однако в позапрошлом веке трамвайных линий в городе было шесть, причем трамвай ходил даже в Балаклаву. Сейчас об этом напоминают остатки рельсов и макет трамвайчика во дворе троллейбусного депо.

Трамвай в диковинку

С начала основания города до XIX века основным видом транспорта были извозчики. Трамвай впервые появился на городских улицах 29 августа 1898 года. Это был пробный рейс от вокзала по Екатерининской улице (сейчас — ул. Ленина) и Нахимовскому проспекту. Официальное открытие трамвайной линии состоялось чуть позже — 12 сентября. Проезд в новом транспорте стоил 5 копеек. Чтобы посмотреть на трамвай и покататься на нем, на улицы вышли толпы народу. В материалах Севастопольского госархива говорится, что в тот день на трамвае проехали около шести тысяч пассажиров, которые принесли 300 рублей выручки.

О трамвае писали все городские газеты, называя его героем дня. «Удивительная новинка привлекла массу не только пассажиров, но и любопытствующих зевак, полиции пришлось принимать меры к сохранению порядка». «В местах остановки толпа была непроходима». «Севастопольцы гордятся этою новинкою и никак не могут накататься на ней», — писала пресса. Неудивительно, ведь первые трамваи появились в Киеве и Нижнем Новгороде, а затем — в Севастополе, который «все города Российской Империи обогнал».

Пассажиры плюются, а лошади пугаются

«Деятельность электрического трамвая в Севастополе в первые дни движения по участку от вокзала до Нахимовского проспекта превзошла всякие ожидания», — пишет газета «Крымский вестник». — Количество пассажиров настолько велико, что места берутся чуть ли не с бою. Администрация трамвая вынуждена была распорядиться о прицепке запасных вагонов к главным, но и эта мера не удовлетворяет нужду в передвижении, особенно в праздничные дни. Население города не нахвалится удобствами и дешевизною путешествия в вагонах трамвая, что дает возможность, помимо деловых поездок, совершать приятные прогулки».

На страницах газет появились и скептические репортажи из трамвая: лошади нового транспорта пугаются — извозчикам приходится сворачивать на тротуар, а нарядные пассажирки трамвая недовольны соседями по скамейке — нетрезвыми мужиками, которые плюют на пол и сквернословят. Однако положительных отзывов больше. «Удобно, занимательно, а главное — дешево, — делится впечатлениями от поездки севастополец. — Платишь 5 копеек, а ездишь Бог знает сколько. Я вот уже два часа не схожу с этого вагона, а всего только 20 коп. израсходовал. За два часа извозчику пришлось бы заплатить 1,20 руб».

Трамвай против телеграфа

Вскоре начались первые происшествия и несчастные случаи, связанные с трамваями. Вагоны сбивали пешеходов и экипажи с лошадьми. Пассажиры стали забывать в трамвае кошельки, зонтики, шапки, перчатки, ключи, веера и чулки, а карманники вытащили у дамы золотые часы. Мальчишки ради забавы подкладывали на рельсы порох, а однажды трамвайный вагон наткнулся на большой железный болт в желобе рельса.

Одному пассажиру трамвая обожгло руку, другого током ударило в плечо, а третий поранился раскаленной проволокой, писали газеты. В отделениях банка и частных домах, расположенных неподалеку от трамвайных линий, сгорели телеграфные аппараты. А как-то у трамвая отказали тормоза, и он побежал по Екатерининской улице, где чуть не врезался во встречный вагон. Остановить трамвай успели только на Нахимова, однако пассажиры начали выскакивать из вагона раньше и получили легкие ушибы.

«Вчера в полдень разорвалась проводная проволока трамвая на Большой Морской, движение было приостановлено на несколько часов», — писал «Крымский вестник» в августе 1899 года.

Транспорт без зайцев

Первыми трамвайными маршрутами были Кольцевой (по городскому кольцу), Вокзальный (от железнодорожного вокзала до нынешней площади Суворова) и Артиллерийский (от набережной Корнилова и Артбухты по нынешним улицам Щербака, Новороссийской, Адмирала Октябрьского до Большой Морской и Нахимова). Позже были проложены пути от площади Ушакова наверх до Панорамы, «чтобы облегчить подъем туристов». В начале ХХ века открылся маршрут на Корабельную сторону, а после революции открыли трамвайную линию в Балаклаву. На месте нынешнего троллейбусного депо раньше было трамвайное.

В 1899 году в Севастополе было 13 трамвайных вагонов, позже — 36. Они работали с 7.00 до 23.00. Поначалу вагоны останавливались в любом месте дороги по мановению руки потенциального пассажира. Позже ввели фиксированные остановки.

В вагонах трамваев стали размещать рекламу купцы.

Заведующая музеем истории КП СГС «Севэлектроавтотранс» Эмма Пономарева рассказала, что закрытый трамвайный вагон был построен только в 1925 году, в честь Октябрьской революции его ласково называли Октябренком. До этого в городе ходили только открытые трамваи.

— Лет десять назад я беседовала с человеком, у которого отец работал водителем трамвая, — вспоминает Э.Пономарева. — Он рассказывал, что отцу работать было очень трудно. Поскольку трамвай был открытым, особенно тяжело приходилось зимой — в дождь, снег и ветер. А вот «зайцев» в транспорте почти не было. Кондуктор находился на подножке трамвая и обилечивал пассажиров. Порядки были строгие: если проверяющий обнаружит безбилетного пассажира, кондуктору это грозило увольнением.

Не курить, не сорить, пассажирами не перегружать

После расширения трамвайного хозяйства в 1909-1912 гг. правила поведения пассажиров в трамвае ужесточились. Постановлением городской думы запрещалось курить, плевать, есть семечки и орехи в трамвайном вагоне. Однако вскоре появились жалобы и на билетеров. «Кондуктора двигают вагоны, не дождавшись пока усядется публика, — писал «Крымский вестник» в 1913 году. — Позволяют заполнение вагонов до невозможности, так, что публика стоит и в проходах и даже на подножках, допускают в вагоны пьяных».

«Третьего дня на Большой Морской кондуктор трамвая несвоевременно пустил в ход вагон, и морской офицер, садившийся в вагон, еле-еле удержался от падения на мостовую», — сообщал «Крымский вестник» о происшествии.

Когда жалобы участились, в трамвайные правила решено было добавить пункты, касающиеся работы кондукторов, которым не разрешалось перегружать транспортное средство пассажирами. Тем не менее к 1917 году переполнение вагонов пассажирами стало критическим. В направлении Нахимова — Б.Морская — Екатерининская приходилось пускать вагоны с прицепами, чтобы уместились все. Представители технадзора думали даже расширить улицы городского кольца и проложить дополнительную колею, но экологи выступили против этой затеи: пришлось бы вырубать деревья на центральных улицах. Был предложен альтернативный вариант — проложить трамвайную линию через городской холм, но эта затея реальностью так и не стала.

Севастопольский трамвай уехал в Евпаторию

— Когда началась Великая Отечественная война, трамвайщики-мужчины ушли на фронт и в партизанские отряды, поэтому за рулем находились женщины, — рассказывает Э.Пономарева. — Во время войны почти никого и ничего не перевозили, но движение продолжали. Трамваи пускали для того, чтобы немцы, которые были на Северной стороне, видели: город живет.

В период обороны и оккупации была уничтожена и повреждена почти половина трамвайных маршрутов. После войны нужно было либо строить новый трамвай, либо организовывать другой вид транспорта. Выбрали троллейбус. А рельсы, которые остались, снимали. Все, что осталось от трамваев, — котлы, рельсы, битые вагоны — все было передано Симферополю и Евпатории для ремонта и дальнейшей эксплуатации. А в Севастополе появился новый транспорт — троллейбус.

Трамвай атакуют дети и любители истории

Во дворе троллейбусного управления стоит небольшой разноцветный трамвайчик. Это модель первого городского трамвая в масштабе 1:2. Он напоминает троллейбусникам о том, как когда-то выглядел севастопольский транспорт.

Э.Пономарева сетует, что детвора, которая приходит на работу к родителям, ломает скамейки трамвайчика.

— Когда вижу, что лезут в трамвай — спугну их, — говорит она. — А то ведь и взрослые норовят в трамвай сесть! Помню, прошлой весной водила экскурсию — 80 человек. Любители истории Севастополя, пожилые солидные люди... полезли в трамвайчик и взгромоздились на сиденья — уж очень хотели сфотографироваться!

Справка

С пуском новых трамвайных линий возросла как выручка, так и количество перевозимых пассажиров. Так, в 1909 году трамваи перевезли 2,7 млн человек и выручили 163 тыс. рублей, а в 1912 году — 4,3 млн пассажиров и выручили 223 тыс. рублей.

Рекордное число пассажиров трамваи перевезли в 1915 году — 6,8 млн человек. При этом было выручено 352 тыс. рублей при расходах 225 тыс.

comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter