Новости Севастополя

Актер должен принять вызов

Хамское поведение зрителей в театре сегодня не редкость

Все знают правила этикета: в театре нужно отключать мобильный, нельзя шелестеть фольгой от шоколадки, запрещено разговаривать. Тем не менее, некультурное, а порой и хамское поведение зрителей в театре сегодня не редкость.

Все знают правила этикета: в театре нужно отключать мобильный, нельзя шелестеть фольгой от шоколадки, запрещено разговаривать. Тем не менее, некультурное, а порой и хамское поведение зрителей в театре сегодня не редкость.

В городе известен нашумевший случай, когда был сорван спектакль театра им. А.Луначарского «Мещанин во дворянстве». Произошло это из-за того, что главному герою мешал играть кто-то из зрителей, и, в конце концов, «Мещанин» — Анатолий Бобер — не выдержал и, объявив, что спектакль не состоится, покинул сцену. Это вызвало возмущение зрителей, которые выбрали вечер, купили билеты и пришли насладиться актерской игрой, а получили испорченное настроение.

Согласно театральным правилам, покинуть сцену во время спектакля актер имеет право только в том случае, если что-то угрожает его жизни. В театре говорят, что А.Бобер сам пострадал — получил выговор и уплатил штраф в размере стоимости всех билетов, купленных зрителями. Сам актер отказывается комментировать этот случай.

А его коллега, актер Евгений Журавкин согласился поговорить о проблеме зрительского хамства и признался, что зрители ему не мешают и желания спасаться бегством во время спектакля у него никогда не возникало.

— Даже если зритель бросает вызов, актер должен принять его, поднять брошенную перчатку, — считает Е.Журавкин. — Такая у нас работа. А реплики зрители бросают постоянно. Некоторым нравится громко пошутить, когда актер произносит речь. Весь зал тут же смеется, все отвлекаются от действия. Некоторые путают театр с цирком — это факт, но у актера в таких ситуациях должны быть свои приемы, например, взгляд или голос.

Актер раскрыл еще один метод усмирения публики. Иногда перед спектаклем, еще не будучи в образе древнего грека, он подходит к шумным компаниям, которые ждут начала представления, заводит беседу о театре. «Спрашиваю, что для них театр, для чего они сюда пришли и чего ждут от спектакля», — говорит Е.Журавкин. Так интерес актера к зрителям рождает ответный интерес.

Зрители бывают разные

Актриса театра им. Б.Лавренева Диана Кугаевская делит зрителей на три группы: легкие, которые наслаждаются спектаклем, тяжелые, которые сдерживают свои эмоции, и некультурные.

— Некультурные зрители у меня были всего один раз — когда я выступала в Ростове-на-Дону. Видимо, у жителей этого города сложный менталитет. Каждый выход актеров зрители комментировали, причем не шепотом, а во весь голос, и даже нецензурно.

Актерам приходилось делать вид, что они ничего не слышат, и продолжать работать дальше.

Народная артистка России Валентина Попова из театра им. Б.Лавренева вспоминает, как ей однажды пришлось нелегко во время постановки:

— В спектакле «Деревья умирают стоя» я говорю своему партнеру: «Ты церкви строишь?», а он: «Нет, строю только дома». И в это время из зала выходит мужчина и провозглашает: «Вот! Оттого, что церкви не строятся, падает нравственность!», после чего начинает полемизировать с актерами. Пришлось брать огонь на себя и говорить, что надо решать проблемы нравственности. Хотя диалог был не по сценарию, активный зритель угомонился.

Пьяный Феб для Эсмеральды

Актеры театра им. Б.Лавренева вспомнили смешные ситуации во время спектаклей. Как-то на спектакле «Собор Парижской Богоматери» Эсмеральда, заламывая руки, взывала в пустоту: «Феб! Любимый! Где же ты?» Неожиданно для актрисы из зала вышел нетрезвый мужчина с букетом цветов. Пошатываясь, он поднялся на сцену, подошел к Эсмеральде и произнес: «Я здесь».

Удивительная история приключилась на премьере «Эзопа» в античном театре в Херсонесе. По сценарию Эзоп говорит: «Когда по небу пролетят две сойки, наступит свобода». Естественно, все зрители тут же смотрят на небо. И вдруг над сценой пролетают две птицы. Эта неожиданность вызвала грандиозный эффект: зрители пришли в изумление и долго гадали, каким образом сотрудники театра спланировали полет птиц.

ктеры радуются, когда в театр приходят заинтересованные зрители, которые смеются и плачут вместе с героями спектакля. «Если в зале хороший зритель, актеру энергии добавляется, — говорит В.Попова. — С недоброжелательными зрителями совладать тяжело, но мы стараемся перебороть их, заполучить их внимание, а иначе и не получится хорошего спектакля».

comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter