Новости Севастополя

Вышивка как часть души

Выставка вышитых картин мастерицы из Любимовки

Елена Пенёва из Любимовки вышивает картины уже более 60 лет. На этой неделе в Доме Москвы прошла первая персональная выставка 78-летней мастерицы.
Елена Пенёва из Любимовки вышивает картины уже более 60 лет. На этой неделе в Доме Москвы прошла первая персональная выставка 78-летней мастерицы.
Швейная биография

Как вспоминает Е.Пенёва, вышивать начала еще в войну, в 12-13 лет. Время было трудное. Однажды отец где-то достал кусок ткани на блузку. «Мне всегда хотелось как-то украсить, разнообразить свою одежду, выделиться из толпы», — признается мастерица. Поэтому девочка попросила маму научить ее вышивать крестиком.

Кроме того, в семье царила творческая атмосфера постоянно: дядя был художником, в доме хранилось много альбомов с известными репродукциями. Он, правда, погиб в войну, из его картин остался лишь небольшой эскиз. Кроме этого, мать девочки сама вышивала. Так что она делилась с дочкой как секретами мастерства, так и подручными материалами. Хотя, на самом деле, нитки достать было трудно. Как вспоминает Е.Пенёва, что-то меняла у знакомых, что-то покупала в магазине. К примеру, до наших дней сохранилась работа 56-го года под названием «Беседка». Это образец того, как в те годы выходили из положения мастерицы. Какие-то элементы картины вышиты мулине, какие-то шерстью, какие-то обычными швейными нитками.

В 50-е годы Е.Пенёва познакомилась с филейно-гипюрной вышивкой. Признается, что с тех пор нашла отличный выход из вечного затруднения: что дарить друзьям на день рождения. Ведь, как известно, лучший подарок — тот, который сделан своими руками.

К вышивке гладью рукодельница обратилась, только уже выйдя на пенсию. «Это очень кропотливый труд, — считает рукодельница. — Надо многое продумывать заранее. К примеру, нахожу рисунок, который хотела бы выполнить. Потом сижу и размышляю, в каком направлении, как правильно положить стежки».

Очень кропотливый труд

Е.Пенёва рассказала, как создает свои полотна.

«В молодости я, как правило, сначала полностью рисовала картину на бумаге, потом ее вышивала, — вспоминает мастерица. — Сейчас поступаю иначе. Мысленно делю изображение на части. Потом делаю наброски каждого элемента картины на бумаге, потом его уже вышиваю. И так перехожу постепенно от одной части к другой. Так поступал дядя-художник».

Почти единственная проблема — порой не хватает разнообразия цветов. «К примеру, я вижу, как сделано, могла бы лучше, но не могу найти подходящих оттенков», — сетует вышивальщица. Приходится создавать из того, что есть. Выход — сочетание ниток сразу нескольких оттенков. Так, получаются цветовые переходы. Такие трудности возникают довольно часто, поскольку одна из любимых тем Е.Пенёвой — разнообразные водопады, реки и озера. А воду одним цветов не передашь.

Рукодельница из Любимовки свои работы не продает. Объясняет тем, что уж очень это кропотливый труд. Работы создаются не за один год. Так что каждая картина, как частичка души, — расстаться невозможно.
comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter