— Законодательство у нас в этом вопросе слабенькое, — считает старший инспектор по особым поручениям сектора розыска ОГАИ УМВД в Севастополе Николай Доценко. — Пересажали — год тихо. На следующий год выпустили, опять поймали и посадили. За угон или кражу из машины могут дать год-два, а то и условно.
За первое полугодие 2008 года было зарегистрировано 30 угонов, 28 — раскрыто.
За первое полугодие этого года — 15 угонов. 12 машин возвращено владельцам, три автомобиля пока в розыске.
— Один джип в розыске, хотя непонятно, — говорит Н.Доценко, — потому что машина была в гараже с навесным замочком, как на почтовом ящике, а кредитные 35 тысяч хозяин еще не выплатил. Кризис все-таки.
На металлолом, за алкоголем или просто покататься
Чаще всего угоняют простые, непрестижные, старенькие отечественные автомобили. В этом году было угнано два мотоцикла, один из которых найден. В остальном — «Запорожцы», «Москвичи» и «Жигули».
— Я с 1997 года служу в розыске, в те времена угоняли «девятки» или 99-е «Жигули», — вспоминает Н.Доценко. — В последние пять лет угоняют только машины попроще. Находят их, как правило, через 2-3 дня. Например, вечером хозяин поставил машину на Летчиках под окном, а на следующий день ее нашли на Фиоленте. Машина просто нужна как средство куда-то доехать, чтобы пешком не ходить. А потом ее бросают. Угоны в основном происходят ночью.
В прошлом году в Севастополе было два случая, когда машины угнали и распилили на металлолом.
Случалось, что угонщиков задерживали, в то время как хозяин еще не знал, что его машина уехала без него. Водитель не остановился на сигнал сотрудника ГАИ, догнали. Документов нет — отправили в райотдел милиции. Звонят владельцу машины, а он говорит: «Все нормально, моя машина под домом».
Иногда угонщиками оказываются сотрудники автомойки. Им оставляют автомобиль с ключами, чтобы завезти машину в бокс, а после мытья вывезти. Н.Доценко вспомнил два таких случая: историю с девушкой, сотрудницей мойки, которая взяла покататься чужую машину и разбила, и с угнавшим автомобиль парнем-мойщиком.
Бывает, что слесари-ремонтники вечером закрывают станцию техобслуживания и остаются выпить. Если не хватает — садятся на чужую машину, которую оставили ремонтировать, и едут за водкой. Обычно это заканчивается дорожно-транспортным происшествием.
— Если бы он вернулся на машине обратно, ничего бы не было, — говорит Н.Доценко. — А так — машина повреждена, а платить никто не хочет. Тогда владелец пишет заявление об угоне. В этом году один такой случай был, в прошлом — три.
Угон или забывчивость?
Почти треть всех обращений об угоне — делаются по невнимательности или ошибке. Человек ставит машину в одно и то же место. А однажды видит — привычное место перед подъездом занято, он паркуется где-нибудь за углом. Утром выходит во двор — на обычном месте машины нет. Приезжает оперативная группа — проезжает вокруг дома и автомобиль находится.
— В прошлом году был случай — мужчина заявил об угоне «Опеля», — рассказывает Н.Доценко. — Приехали к его дому, он рассказывает: «Я ее вчера здесь поставил, вечером выходил гулять с собакой, машина стояла, утром вышел — нет машины». Нашли автомобиль в Артбухте. Оказалось, что за день до обращения в милицию он приехал на «Опеле» в магазин, купил сверла и пошел пешком домой. «Опель» так сутки под магазином и простоял. Потом мужчина извинялся, что забыл о машине.
Как объяснили в ГАИ, раньше были разные статьи за угон и за кражу автомобиля — в зависимости, была ли цель продать авто или просто покататься. Сейчас их объединили — незаконное завладение транспортным средством вне зависимости от цели. Если сын у отца взял ключи без разрешения и поехал кататься, отец может написать заявление и сына можно посадить.
А вот дело об угоне может тянуться несколько лет. Был случай, когда в Севастополе угнали шестерку «Жигули», и нашли только через восемь лет. При переоформлении машины проводили экспертизу, восстановили первоначальный номер двигателя, который был перебит. Пока машина не найдена, ее данные числятся в базе угнанных автомобилей. «Жигули» проверили по этой базе, нашли владелицу, и она поехала за автомобилем в Симферополь.
Автомобильное сканирование
Ежедневно в городе происходит две-три кражи вещей из автомобилей.
— Это в среднем. Бывает и по пять, — объявил на пресс-конференции начальник УМВД Украины в Севастополе Валерий Петухов. — В большинстве случаев машины не закрываются. Злоумышленники похищают барсетки, документы, деньги, ноутбуки и мобильные телефоны.
Как рассказал Н.Доценко, в прошлом году за полугодие было подано 173 заявления, возбуждено 56 дел, раскрыто 41. Дело возбуждается не по каждому заявлению, в зависимости от того, насколько велик был доставленный материальный ущерб.
Часто взламывают автомобили на стоянках у супермаркетов, пока хозяин делает покупки. По наблюдениям ГАИ, обычно это происходит с 16.00 до 19.00. Злоумышленники разбивают стекло кирпичом и крадут увиденные в ней ценности — например, сумки с деньгами или магнитолы.
В конце лета прошлого года банда из Харькова с помощью устройства-сканера вскрыла в Севастополе восемь машин, поставленных на сигнализацию.
Существует классификация сигнализаций по стоимости и функциям защиты, объяснил сотрудник СТО ООО «Автолюкс» Николай Соловьев. По его словам, 90% сигнализаций на украинском рынке могут быть обезврежены сканером — несложным устройством, которое любой может приобрести через интернет за 100-150 долларов.
Механизм таков: брелок, находящийся в руках автомобилиста, передает закодированный информационный сигнал, который закрывает машину. Такой же код открывает автомобиль. Находясь в радиусе 15-20 метров от машины, злоумышленник с помощью сканера считывает код, после чего обезвредить сигнализацию и открыть машину совсем несложно.
Более надежные автомобильные сигнализации стоят от двух тыс. грн, и их на украинском рынке всего десятая часть. Код считывания у них постоянно меняется, и даже если автомобильные воры считают его сканером, машину им открыть не удастся.