— Летать на самолете — это детская мечта?
— Можно сказать и так. Мой дядя — родной брат отца — был летчиком морской авиации. В 1941 году он командовал первым минно-торпедным полком, получил Героя Советского Союза. С детства дядя был для меня огромным примером. Поступал в летное училище — не взяли. Поступил в Нахимовское, на третьем курсе мы с другом пошли записываться в ДОСААФ, но командование не дало разрешения. Начальник училища вызвал меня и сказал: «Сынок, я отвечаю за твою жизнь. Станешь взрослым — тогда будешь летать, если захочешь».
— Но летчиком вы стали совсем недавно. Что подтолкнуло?
— Полетами занимаюсь четвертый год. У меня дача находится около аэродрома, самолеты кружат и кружат. Однажды думаю: чем черт не шутит? Заехал в ДОСААФ. Сказал, что хочу летать. Первый вопрос был: «А сколько вам лет?» Вежливо объяснили, что нужны перспективные пилоты, которые достигали бы каких-то вершин.
Тогда я зашел с другого конца. Есть американская программа — компьютерный тренажер управления самолетом. Я ее полностью переделал под ЯК-52. Позвонил начальнику аэроклуба, сказал, что это может быть полезно для летчиков. Им действительно понравилось, и пока летчики изучали программу, я стал рассказывать начальнику, что служил в военно-морской авиации, преподавал аэродинамику, а когда служил, мне как инженеру приходилось подниматься на самолете в воздух, чтобы найти неисправность. Начальник сказал: «Завтра полет, хотите — приезжайте. Полетите со мной, если выдержите — там посмотрим».
Для меня полет оказался новым впечатлением. В самолете себя чувствуешь внутри, как в помещении. А любой мало-мальский крен — и кажется, что ты снаружи, как будто висишь в пространстве.
Видимо, начальник аэроклуба слушал меня невнимательно и решил, что я бывший летчик. В воздухе он отдал мне управление и говорит: «Ну а теперь ты показывай, что можешь». Я показал виражи, горки, пикирование, мертвую петлю сделал. Все-таки я хорошо натренировался на компьютере. В результате получил согласие, прошел медкомиссию, написал рапорт. Если бы не начальник клуба (сейчас он в отставке), я бы свою мечту никогда не осуществил.
— Ваша победа на чемпионате стала сюрпризом для коллег по увлечению?
— Это была неожиданность для всех, кроме моего инструктора, летчика Александра Шемигона. В прошлом году я участвовал в чемпионате впервые, никакого места не занял, был в середине списка. После соревнований сказал инструктору: «Если мы поставим задачу взять первое место в следующем году, я согласен учиться, а если вы скажете, что я неспособен, я не буду тренироваться». Он ответил: «Будем учиться».
— Соперники были серьезные?
— Во второй лиге, где я выступал, было 20 спортсменов. Молодые ребята из Украины, России и Белоруссии, в среднем — по 30 лет, некоторые занимались авиаспортом больше 10 лет. Но самым молодым был я, ведь летчика учат четыре года, я сейчас только на третьем курсе.
Перед соревнованиями я тренировался — четыре летных дня в неделю. В день — по два-три вылета, каждый 20-25 минут. Тяжело. Во время выполнения фигур в вертикальной плоскости нагрузка на руки достигает до 100 кг, а на ноги — до 120 кг. По результатам чемпионата мне присвоили звание кандидата в мастера спорта высшего пилотажа.
— У летчиков перед вылетом на соревнованиях есть приметы?
— Есть, но я их не придерживаюсь. Обычно не хотят фотографироваться и не бреются. А еще никогда нельзя говорить «Последний вылет». Я, бывало, в разговоре скажу: «В последний раз я летал...», а меня исправляют: «Не последний, а крайний раз».
— А экстренные ситуации случались?
— Недели две назад на тренировке у меня отказал двигатель. Но мне еще повезло, что отказал не полностью — один цилиндр вышел из строя и не давал тяги. Приземлился. Вообще, есть инструкции пилота, как сажать самолет, когда двигатель совсем не работает. Если правильно лететь, и самолет недалеко от аэродрома, то можно самолет посадить. Главное — не испугаться и следовать инструкциям, рассчитать, чтобы самолет спланировал в нужное время над аэродромом. Техника у нас старая, по 20 лет самолетам. Но все-таки они надежные.
— Тяжело управлять самолетом? Может ли блондинка, которая впервые села за штурвал, самостоятельно приземлить самолет, как показывают в кино?
— Физически приземлить несложно, если фигуры не крутить. Но нужно знать технологию. У каждого самолета своя посадочная скорость. То, что по телефонным инструкциям в кино самолеты приземляют, это ерунда. Во-первых, в такой ситуации у человека возникнет тяжелая психологическая нагрузка. Во-вторых, посадка происходит очень быстро. Любое неправильное движение не исправишь, и идти на посадку надо филигранно.
Когда человек за рулем машины, он видит дорогу и понимает, куда нужно ехать. А в самолете это все наугад, на уровне интуиции и глазомера. Это ощущение приходит с опытом.
К тому же при выполнении фигур в определенные моменты возникает перегрузка, и если сделать ошибку, можно потерять сознание, потому что кровь отливает от головы. Поэтому такие фигуры, как штопор, мертвая петля и другие, — довольно опасны.
— Как ваши родственники относятся к увлечению?
— Сдержанно. Только младший сын Олег ничего не боится, говорит: «Молодец папа, летай!» Старший сын меня оберегает: «Зачем тебе это надо, это дорого стоит, да и здоровье...» А жена просто молчит.
— Что вам дает увлечение?
— Удовольствие. От полетов — раз, от красот, которые вижу, — два, от достижений, которых добился, несмотря на возраст и трудности, — три. Три удовольствия — разве это мало?