Новости Севастополя

Библиотека имени Анны Ахматовой приглашает на экскурсию в эпоху великой поэтессы

Музей в чемодане

Чтобы попасть в этот музей, достаточно просто открыть старинный чемодан, обитый ситцем, ровесник начала прошлого века, найденный в одном из сараев на Корабельной стороне. Все экспонаты можно не только потрогать, но и примерить, подержать в руках и даже… понюхать!

Чтобы попасть в этот музей, достаточно просто открыть старинный чемодан, обитый ситцем, ровесник начала прошлого века, найденный в одном из сараев на Корабельной стороне. Все экспонаты можно не только потрогать, но и примерить, подержать в руках и даже… понюхать!

Пули от французского нарезного ружья времен Первой мировой войны дружно соседствуют с кокетливой фетровой шляпкой, чернильница-непроливайка органично выглядит рядом с граммофоном, запах табака старинного кисета оттеняет аромат духов «Красная Москва», когда-то именовавшихся «Букет Императрицы». Вот уже четыре года библиотека-филиал №9 имени Анны Ахматовой на улице Вакуленчука приглашает всех желающих на экскурсию в «Музей в чемодане», экспонаты которого могут многое рассказать об эпохе, на которую пришлись жизнь и творчество великой поэтессы.

Все старинные предметы в библиотеку приносят читатели.

— Идею создать такую своеобразную экспозицию нам подали сотрудники Санкт-Петербургского музея Ахматовой в Фонтанном доме, — рассказала заведующая филиала Валентина Державина. — Несколько лет назад они привезли сундук, в котором хранились вещи, бывшие в обиходе во времена Анны Андреевны, и мы решили перенять этот опыт. Обратились к читателям с призывом поискать раритеты в своих домах и квартирах и, как видите, единомышленников нашлось немало. На сегодняшний день в нашей коллекции уже более 50 предметов, причем среди них попадаются очень необычные.

Например, кирпич. Дореволюционный кирпич с клеймом «ФШ», из которого в свое время севастопольцы складывали дома и печи, а аббревиатура расшифровывается как имя заводчика Федора Шталя, который, помимо кирпичного производства, занимался еще и виноделием на основе собственных виноградников в нынешней Любимовке. Ф.Шталь гордился качеством своего кирпича, поэтому считал нужным отметить каждый из них своими инициалами. Или вот: дорожные дамские щипцы для завивки, непосильная загадка для экскурсантов, потому что на вопрос «Что это?», до сих пор никто правильно не ответил.

Вообще-то и отреставрированный севастопольским художником Владимиром Агеевым чемодан может преподнести массу головоломок. В элегантной заколке для шляпки школьницы склонны видеть шило, в ридикюле — клатч, в деревянном грибочке, содержащем предметы для штопки чулок, — перечницу. Чайная коробочка ценой в 38 копеек таит неизвестно в каком году проданный «Краснодарский чай», но таинственная подсказка «Московский городской совнархоз» даст разгадку лишь тем, кто застал годы правления Никиты Хрущева.

Подростки мужского пола пытаются догадаться, что такое фильмоскоп и принципы его работы, интригует их и примус, который большинство видит впервые. Впрочем, как и деревянный пенальчик для писчих перьев, и кисет для табака. Его в библиотеку принесла активная читательница Анна Васильевна, не так давно отметившая 90-летие. Вещица принадлежала ее отцу и прошла вместе с ним всю войну 1914 года. Она же подарила муаровую ленту и митенку — тонкую перчатку без пальцев — из гардероба своей матушки. Заведующая В.Державина на своих импровизированных экскурсиях сопровождает эти экспонаты цитатами из классиков: «Сегодня Иван Степанович выглядел великолепно... с орденом Святого Станислава 3-й степени, закрепленным на муаровой ленте». «Бал был давно окончен, гости разъехались по домам, а маменька выговаривала Лизе: «Лиза, ты потеряла митенку. Отвернувшись, Лиза про себя прошептала: я ее не теряла. Я ее подарила...»

Аромат ушедших времен будит у посетителей самые разные эмоции. Наиболее впечатлительные могут даже всплакнуть над шкатулкой, сделанной из советских открыток, или над «Букварем» 50-х годов. Одна из читательниц вспомнила страницу, на которой она всегда ошибалась.

«Штучки из чемодана» — это своеобразные документы, свидетели иных времен, и приносят их в большинстве своем пожилые люди, которым есть что вспомнить. Им не жаль расставаться со старинными чудачествами: ведь вещи — это всего лишь вещи. Документы ушедших лет.

comments powered by HyperComments
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter