Археологи ведут раскопки цитадели крепости Чембало в Балаклаве, чтобы подготовить к реставрации падающую Генуэзскую башню. Раскопки ведет совместная экспедиция государственного Эрмитажа и Крымского филиала института археологии Академии наук Украины. В экспедиции участвуют около 20 археологов и студентов.
Археологи работают в Балаклаве уже четвертый год. Готовят крепость к реставрации, и к концу месяца разработают рекомендации для проектных работ.
— Мы проводили раскопки на четырех участках цитадели, — рассказала начальник Южно-крымской экспедиции Светлана Адаксина. — На башне ХIV века, на месте церкви, которая существовала в середине XV века — в прошлом году раскопали северную часть храма, а сейчас — южную. Сегодня раскопки ведутся на участке у входа в цитадель.
Откапывают и перемывают косточки
Археологи уже обнаружили интересные архитектурные находки. Внутри древней башни найдены следы фундамента самой ранней башни, которая датируется серединой ХIV века. Это открытие будет учтено в проекте реставрации, ведь нужно не только отреставрировать поздние стены ХV века, но и укрепить более ранние.
Археолог из Санкт-Петербурга Артем раскапывает стену возле цитадели. «До чего мы хотим докопаться, пока не знаю, — говорит он. — Но будем копать, пока не дойдем до скалы, на которой стоит обнаруженная нами стена». Скала находится на самом склоне возвышенности, и в верхней части раскопок ее уже видно. Значит, стена невысокая, и копать осталось недолго — метра три в глубину, прогнозируют археологи.
В прошлом году на этом месте при раскопках были найдены античная керамика, монеты и стрелы, которые по времени не связаны с цитаделью. Эти находки подтверждают легенду о том, что в первом тысячелетии до н.э. на месте Балаклавы жили воинственные племена тавров. Сейчас в этом районе археологи ничего не находят. «Эй, я нашел монету! — кричит археолог, склонившийся над отработанным грунтом, своим коллегам. И тут же равнодушно добавляет: «Думал — античная, а это всего-навсего 50 копеек...»
Но есть и интересные находки — семь погребений, расположенных в храме за самой большой башней. В погребениях археологи обнаружили кости людей и животных, а также кусочки керамики. Девушки — участницы экспедиции перемывают найденные косточки в тазу, вычищая из них грязь зубными щетками. Промытые кости раскладывают на брезент и сушат на солнце. Впоследствии киевские антропологи определят по костям пол, возраст, состояние здоровья и причины смерти генуэзцев.
Только бы туристы не мешали
Работать археологи начинают ежедневно в шесть утра. По их словам, это самое благоприятное для раскопок время: еще не слишком жарко. Но приходится копать и под палящим солнцем — заканчивают раскопки в 14.00. «И совершенно не устаем, ведь мы же всю жизнь так работаем», — говорят археологи.
Однако жалуются на туристов, которые лезут на сооружения, чтобы сфотографироваться, и мешают работать. По словам С.Адаксиной, за сезон через крепость проходит около 40 тысяч человек. Поскольку нет установленных экскурсионных маршрутов, люди идут как хотят: карабкаются по склону, по сеткам ограждения, пытаются залезть на башни.
— Крепость хорошо сохранилась, потому что долгие годы город был закрыт, — считает С.Адаксина, — не было такого потока людей, и стены не разрушались. А последние несколько лет поток туристов увеличился, и выросла нагрузка на стены крепости. Мы давно предлагаем руководству Херсонесского заповедника наладить в Балаклаве экскурсионные маршруты, но пока безрезультатно.
Укрепят падающую башню
В ближайшее время участники экспедиции произведут зачистку раскопок, сфотографируют и зарисуют откопанные архитектурные остатки, составят чертежи, планы и эскизы. Все это будет использоваться при составлении проекта реставрации.
— Конечно же, после реставрации крепость Чембало изменится, — уверяет С.Адаксина. — Будут видны раскопанные нами стены, укреплены проблемные места, в которых обваливаются камни, чтобы обезопасить проход туристам. Наверняка появятся смотровые площадки.
Я слышала от проектировщиков о проблеме на башне, которую готовят к реставрации, — на ней большая трещина, из-за которой башня наклоняется в сторону обрыва. Правда, угол уклона невелик и башня может стоять так еще много лет, но если случится легкий толчок землетрясения, она может обрушиться. Поэтому сейчас разрабатывается система мер для того, чтобы этого не произошло. Между камнями — там, где образовались пустоты, будут закачивать раствор и вставлять металлические штыри, чтобы конструкция была прочной.
Киевские проектировщики уже несколько раз приезжали в Балаклаву, произвели необходимые замеры и собираются приступать к реставрации осенью. Археологи же обеспокоены тем, что в сентябре пойдут дожди, которые могут помешать реставрационным работам.