Как объяснил помощник дежурного командного пункта управления рейдом ЧФ Эдуард Баевский, различные комбинации фигур обозначают действие, которое объявляется по рейду. Например, три черных шара, расположенные вертикально, днем, или три красных огня ночью говорят об абсолютном запрещении входа в случае каких-либо серьезных событий, например, загромождение фарватера.
Есть и предупреждения, касающиеся погоды. Так, черный конус вершиной вверх означает, что ожидается шторм с северо-запада; вершиной вниз — с юго-востока. Два черных конуса один над другим вершинами вверх говорят о том, что шторм придет с северо-востока; вершинами вниз — от юго-востока. Один черный шар означает, что ожидается ветер силой 6-7 баллов, а два черных шара предвещают сильный шквал. Об урагане предупреждает черный крест на мачте командного пункта. Последний, по воспоминаниям Э.Баевского, был около трех лет назад.
Конусы и шары на мачте
Если ветер усиливается или гидрометцентр ЧФ прогнозирует, что ожидается шторм, оперативный дежурный флота объявляет штормовую готовность. «Мы обязаны предупредить о шторме, поэтому вывешиваем сигналы, которыми должны руководствоваться капитаны судов», — говорит старший боцман рейда Олег Ляшко.
Шары и конусы вывешивает на мачте сигнальщик, поднимая их на веревках. «Шары очень большие — около метра в диаметре, поэтому не заметить их невозможно», — заверили на командном пункте. На мачте также расположены разноцветные лампочки, которые подают сигналы ночью. Все три поста ЧФ — в Голландии, в порту и на Константиновском равелине — оборудованы для того, чтобы оповещать о неблагоприятных погодных явлениях. По словам помощника дежурного, шары и конусы — общепринятые в мире сигналы, которыми руководствуются все.
С морем не шутят
По «Правилам рейдовой службы», которые введены совместным приказом главнокомандующего ВМСУ и командующего ЧФ РФ, указаниям, вывешенным на мачте, должны следовать не только военные корабли, но и все остальные суда.
В Севастопольской бухте постов ВМСУ нет, единственный украинский пост находится в Стрелецкой, и, по словам Э.Баевского, он не оборудован для оповещения судов о непогоде. Оперативный дежурный эскадры кораблей ВМСУ сообщил «СГ», что украинские моряки пользуются сигналами, которые дает Черноморский флот, но основанием для объявления штормового предупреждения для них является приказ оперативного дежурного ВМСУ.
Из-за того, что сигналами руководствуются не все, случаются проблемы. На командном пункте рассказали, что прошлым летом в Артбухте перевернулся прогулочный экскурсионный катер, который вышел в море, невзирая на вывешенные фигуры-предупреждения.
— В общем, это проблемы капитанов судов — обращать или не обращать внимание на сигналы, — считает Э.Баевский. — Наше дело оповестить людей. Но с морем не шутят. Корабль — это сложная вещь, его остановить тяжело. Это не автомобиль, где тормоз нажал и все. Тот, кто хочет жить — в море не пойдет. За мои годы службы я многих здесь доставал из воды.
Шары уносит ветер
В конечном счете, решение о прекращении плавания принимает судовладелец. Об этом говорится в постановлении по Севастопольскому морскому порту. Рейд может быть закрыт, но, несмотря на это, катера могут ходить.
— А торговые суда коммерческих структур вообще ходят в любую погоду, — говорит Э.Баевский. — Бывает, такой шторм, что кирпичи из стен выворачивает, а они все равно выходят в море. Пяти-семибалльный шторм для большого корабля — мелочь, а для маленьких суденышек и трехбалльный шторм может стать критическим.
Вообще-то погода в Севастополе стабильная. Часты бризовые ветры, в основном восточного направления. Самые сильные и опасные — западные и северо-западные, которые дуют со стороны открытого моря.
При сильном ветре бывало, что оповестительные шары, сделанные из металлического каркаса и брезента, срывало с мачты. А дежурным командного пункта приходилось ловить их и возвращать на место.