Главная » 2007 » 02 » 12 » Восхождение на Айгер заняло пять дней

Восхождение на Айгер заняло пять дней

2007 02 12 , 17:16

Альпинист Юрий Круглов делится впечатлениями о восхождении на Айгер

На вершине Айдар Ахмадиев. Слева внизу Юрий Круглов. Фото Андрея Косенко
В пятницу, 2 февраля 2007 года, команда альпинистов — Айдар Ахмадиев, Андрей Косенко и Юрий Круглов (Севастополь), взошла на вершину г. Айгер. Маршрут прошел по северной стене горы — самой сложной в Альпах, которую называют стеной смерти. Юрий Круглов делится впечатлениями о восхождении.
В этот раз стартовали вчетвером. Но после первой ночевки англичанин Джеймс Хьюсон обморозил ногу. Пришлось спускаться. Через два дня тройка альпинистов снова отправилась покорять вершину.

— Для меня Айгер — больше, чем просто гора. Я семь лет мечтал на нее залезть. Собрал всю литературу, написанную об этой вершине. Еще до восхождения я, казалось, знал каждый метр этой стены... — рассказывает Ю.Круглов. — Температура была примерно минус 20. Солнца на стене нет, поэтому нас все время преследовал холод.

Маршрут длинный, поэтому ночевок так много.

Первая — Ласточкино гнездо, которое находится сразу за знаменитым «траверсом Хинтерштоссера». Траверс — это точка, после которой возвращаться (в случае отступления) очень сложно. Альпинист Хинтерштоссер блестяще прошел этот участок с тремя членами команды. Но на следующий день один из них был ранен камнем, начали спуск. Обратно пройти этот траверс они не смогли — все погибли.

На Ласточкином гнезде мы умудрились поставить палатку. На биваках выше такой возможности не было: спали сидя по очереди.

Следующая ночевка была на «биваке смерти». Назван он так из-за того, что двое австрийцев, Мерингер и Сельдмей, замерзли там в августе 1936 года. С этого бивака открывались исключительные виды на Бернские Альпы.

Утром нам предстоял один из ключевых участков — «Рампа» — 210 метров нависающих сложных скал. Тут Айдар уронил свой ледовый молоток, тот просвистел над нашими головами, но, к счастью, никого не задел. Потом у меня улетел привязанный к рюкзаку коврик. Я даже не огорчился: все равно расстилать его на ночевках было негде. А потом Андрей уронил кое-что из нашего скального снаряжения, кинул в пропасть и не промахнулся.

Вечером усталые, но довольные мы были на «Рассыпчатых полках» — площадке чуть больше метра, которая стала нам приютом. Утром следующего дня предстояло пройти «Траверс богов»: когда его проходишь, молишься всем богам сразу, чтобы не сорваться. Потом был участок крутого льда под названием «Паук». Мрачное место: со всех сторон вертикальные скалы, с которых постоянно падают камни. Но на нас не упало ни одного. Они все примерзли!

Последняя ночевка была самой некомфортабельной. На этой полке когда-то итальянский альпинист Корти просидел двое суток, пока его не вытащили спасатели. Его напарник сорвался вниз, и у Корти не было сил его вытащить.

Андрей Косенко сказал, что на полке такого размера у него дома клетка с попугаем стоит. Троим на этой полке спать было невозможно. Поэтому к штурму вершины мы приступили в три часа ночи при свете полной луны. К рассвету вышли к кромке скал. Впереди был крутой ледовый склон. Рассвело. Тут мимо пролетели два истребителя F15. Причем так близко, что я разглядел пилотов. Мы им помахали. Тогда они вернулись на второй круг и специально для нас сделали мертвую петлю, помахали крыльями и скрылись.

В Альпах трудно оказаться наедине с собой. Каждое утро на нас прилетали посмотреть спасатели на вертолете. Сначала был слышен шум лопастей, затем снизу показывался вертолет. Он набирал высоту до нашего уровня, зависал примерно в ста метрах от нас на несколько минут... и уходил обратно вниз.

На вершину вышли 2 февраля в 13.38. Затем до самой темноты был спуск вниз. Только спустившись, мы поняли, что сделали это. Казалось, вернулись из космоса. Потом были съемки на фоне горы и курс лечения швейцарскими сосисками и жареной картошкой и пивом, которое швейцарцы наливали бесплатно.

Вот так мы сходили на Айгер. Просто гора устала от наших упрямых попыток на нее залезть. В феврале 2006 года мы пытались дважды. Но обе наши атаки были отбиты. Мне тогда пришлось несколько раз попасть в лавину.

Теперь нас ждет несколько месяцев мирной жизни, а летом мы собираемся пройти вертикальную стену на одной из гор китайского Тянь-Шаня. В 2006 году мы смогли пролезть только половину и вынуждены были отступить. Надеемся, что в этом году повезет больше.

Маршрут восхождения. Кружком обведены места ночевок