Пытаюсь узнать: неужели здесь, за автостоянкой, выгоднее уезжать, чем от вокзала с билетом в кармане? Беременная девушка признается, что просто ехала в топике и увидела, что нужный автобус стоит уже на отправке. Скорее всего, продажа билетов на отходящий рейс в кассе прекратилась. А в ее положении лучше не гоняться за отъезжающими автобусами.
— А вдруг не остановится по мановению вашей руки?
— Тогда пойду на автовокзал, куплю билет на следующий рейс.
Жительница Верхнесадового заявляет, что обычно ездит на электричке. Но следующая не скоро, поэтому решила воспользоваться услугами автотранспорта. Можно, конечно, поехать автобусом, уходящим от Центрального рынка, но она работает в районе вокзала и ехать в центр города не хочет.
Полный мужчина косится на корреспондента с подозрением. Много слишком спрашиваю. Тем не менее поясняет, почему предпочитает автостоп:
— Пришел и сразу уехал на любом автобусе.
— А отсюда дешевле?
— Не намного. До Симферополя, например, проезд в кассе стоит 21 гривну. А здесь водитель обычно требует двадцатку.
Хм, странно. Если безбилетный проезд невыгоден по деньгам, то уж точно не из-за возможности «сразу уехать». Потому что в итоге мы простояли минут сорок. Сначала мимо пронесся топик, не обративший на автостопщиков внимания. Потом притормозил ялтинский автобус. А мужчине надо было в Симферополь.
Женщина с шиньоном ездит именно отсюда, потому что работает в этом районе. А путешествие до Инкермана от 5-го км требует больше времени и денег. Она же прояснила обстановку с расценками на безбилетный транспорт. До Инкермана — 2 грн, до Верхнесадового — 4 грн, до Симферополя/Ялты — 20 грн. Но это условно. Автостопщик полагается на прихоть водителя.
«СГ» проверила это на себе. Взглянуть на полотно диорамы «Штурм Сапун-горы» в то утро никто не собирался. Сколько стоит туда доехать, стоящие «У Иваныча» участники автостопа затруднились ответить. Но, обсудив, пришли к единому решению — гривна. Первым автобусом, который я штурмовала, был ялтинский. Водитель, не моргнув глазом, потребовал три.
— Это ж проходящий рейс. Конечно, на нем дороже ехать, — объяснила стратегию водилы жительница Верхнесадового. — Жди пригородного.
Наконец, подошел бахчисарайский топик. Все дружно бросились на его штурм. Водитель сдался без боя. За гривну добираюсь до развилки дорог. Оказалось, татарин-водитель не знал, что такое Сапун-гора и где она находится. Он ехал через Инкерман, а не через ялтинское кольцо.
Разобравшись с причинами, толкающими людей к автостопу, вновь отправлаюсь на автовокзал. Теперь к водителям.
Оказалось, автостоп можно практиковать прямо на вокзале, не рыская по задворкам ул. Ревякина. Водитель автобуса на Кировское предложил заплатить 15 грн и спокойно ехать в столицу Крыма. Водитель симферопольского автобуса поначалу не захотел рисковать — в Инкермане есть контрольный пункт. Безбилетников и водителя могут оштрафовать. Но его растрогал рассказ о бедных студентах, и он выдвинул хитрый план.
— Купи в кассе билет до Верхнесадового. Инкерман проедем. Сколько у тебя денег? 15 гривен? А разницу до 15 доплатишь мне.
Владимир Присекин
За комментарием «СГ» обратилась к начальнику Севастопольского куста автостанции Владимиру Присекину:
— Согласно ст. 32 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 23.02.06 №3492-IV «отправление или прибытие автобусов пригородных, междугородных и международных автобусных маршрутов общего пользования осуществляется только с автостанций, а в случае их отсутствия — с остановок, предусмотренных расписанием движения». То есть водителям запрещено останавливаться, где захотелось каждому стоящему на обочине. Но мы не можем контролировать их. Наша задача: продать пассажиру билет, посадить его в салон и отправить в путь. А кого водитель подобрал по дороге — остается на его ответственности. Потому что если, не дай Бог, происходит авария, безбилетники не могут никому предъявить претензий. Тогда как пассажирам, едущим законно, будет выплачена страховка, которая входит в стоимость билета. Мы, конечно, как можем, пытаемся пресекать нарушения. Например, в Инкермане находится контрольная промежуточная станция. Каждый проходящий мимо автобус обязан остановиться. Но ялтинское направление остается без этой дополнительной проверки. Международные автобусы тоже проносятся мимо, потому что маленький Инкерман не внесен в их расписание движения.
Конечно, автостоп ненадежный вид передвижения. Остановится автобус? Будет свободное место, или придется до Симферополя ехать стоя либо сидя на приставном стульчике? Сколько потребует за проезд водитель? Оштрафуют в Инкермане или повезет с контролером? Сомнения обуревают души стоящих на ул. Ревякина. Люди на обочине с одинаковой вероятностью могут за полцены или бесплатно доехать куда хотят, либо оказаться на обочине, за бортом, в буквальном смысле слова.