Впервые в такой своеобразный тур весной этого года отправились двое учащихся 35-й школы Илья Тихонов и Александра Бакастова. Речь идет о международной программе «Гостевые семьи» в Германии, участником которой стала эта школа. Пока единственная в Украине.
А.Бакастова и И.Тихонов уже несколько лет усиленно занимаются немецким языком в надежде по окончании школы получить не только аттестат зрелости, но Шпрах-диплом, удостоверяющий высокий уровень владения немецким языком. В прошлом году десять выпускников этой школы впервые сдавали этот экзамен. Успешно только четверо. Это и стало дополнительным стимулом искать пути совершенствования языковой практики.
Первопроходцами стали А.Бакастова и И.Тихонов. Как признался последний: поехать в Германию — это была моя мечта.
Илья Тихонов и Александра Бакастова
Чем удивила страна?
Решиться на такую поездку было своего рода поступком, поскольку, по словам А.Бакастовой, ребята не знали, куда именно едут и в каких семьях будут жить. «Меня в семью пвзяли двое пенсионеров, им уже по 65 лет, — рассказал И.Тихонов. — Очень веселая и дружная семья, на выходные к ним приезжают дети, внуки и правнуки. Удивил их размеренный и спокойный ритм жизни. Немцы более спокойные, чем наши пенсионеры. У них нет проблем, они ни о чем не беспокоятся, живут очень размеренно в свое удовольствие и помогают другим в меру своих сил. Вот взяли в семью детей на полное содержание на три месяца: меня и сверстника из Польши.
По словам А.Бакастовой, ее 45-летний «немецкий принимающий отец» — хозяин заправки в городе Ботроп, его новая жена, недавно перебралась в Германию из Польши. «У нее тоже проблемы с языком, и она ходила в школу, чтобы выучить немецкий», — рассказывает девушка.
Нужно сказать, что «принимающие родители» добровольно взяли на себя обязанность показать ребятам Германию и ее достопримечательности.
Самая обычная немецкая школа
Как считает А.Бакастова, особых различий нет между школой в Украине и Германии. Но когда ребята стали вспоминать детали, то их набралось достаточно. Кроме обязательных предметов, есть и так называемые курсы по желанию. Кстати, биология — не обязательный предмет. «Когда я спросила, почему, мне ответили, что у класса был конфликт с учителем, поэтому предмет сделали не обязательным, — вспоминает А.Бакастова. Норма — несколько иностранных языков: один иностранный — обязательно, второй: французский, нидерландский, голландский — по желанию. Причем бесплатно.
Школа в германии
Оба подростка ностальгически вспомнили, что в немецкой школе нет ни школьной формы, ни каких-либо ограничений в одежде.
Классный руководитель, по словам ребят, есть, но в его обязанности не входит воспитывать своих подопечных или возить на экскурсии. Одноклассники собираются группами и путешествуют сами. «Когда я предложила всем классом съездить за город и посмотреть единственную достопримечательность Ботропа, они пришли в восторг от такого времяпрепровождения и решили повторить это впредь, всем классом», — вспоминает девушка. Правда, там есть другая форма совместного досуга: всей школой, вместе с учителями на неделю в Голландию или в Испанию...
Кроме того, во второй половине дня можно посещать бесплатные кружки: танцы, акробатика, плавание. Урок физкультуры — само собой, но кроме этого, можно после уроков и за город поехать с учителем и заняться мини-гольфом.
И.Тихонов с радостью вспомнил, что в немецкой школе в старших классах преподают музыку, рисование и лепку. «Проходит это все весело и интересно, — говорит подросток. — На уроке мы не теорию изучали, а мастерили из глины кружки, пепельницы и другие мелочи. На рисовании предлагали сделать рисунок в импрессионистском стиле или в стиле модерн. Я, конечно, мало что понимал — рисовал домики и солнышко. Замечательный урок, потому на нем увлекаешься работой и расслабляешься». Тему подхватила и А.Бакастова: «У нас тоже было рисование. На урок все приносят огромные листы, краски и начинается работа. Чаще всего задание выглядит как создание проекта. Например, реклама чего-либо. Ты должен нарисовать свое видение этого проекта на листе, придумать слоган и объяснить свой выбор».
Под конец вспомнили и о хаосе: «Очень понравился День хаоса в школе для выпускных классов в последнюю неделю учебы. Они носятся по школе, стреляют в учителей из водных пистолетов. Выпускники также заказывают всему классу одинаковые футболки и ходят в них последнюю неделю. На ней потом оставляют свои автографы и пожелания одноклассники и друзья, учителя».
Контакты продолжаются
А как же языковая практика, которая и была основной причиной поездки?
«Сначала было очень сложно, потому что немцы говорят очень быстро. — Через неделю я привыкла к ритму и стало легче понимать собеседника. Труднее в школе, поскольку мы не знаем терминологии, — грустно вспоминает А.Бакастова.
По словам И.Тихонова, понимать принимающую семью было просто, чего не скажешь об одноклассниках, которые общаются на сленге.
Лучше, чем ребята, итог подвела их учитель немецкого гражданка Германии Гезине Зейналов:
«У Ильи и Саши уровень знаний разный. После поездки Илья заговорил по-немецки и можно понять, что он говорит. Саша еще до поездки участвовала во Всеукраинской олимпиаде по немецкому языку, так что ее уровень был достаточно высоким, но после трех месяцев, проведенных в Германии, ее словарный запас значительно расширился». А еще, по словам педагога, дети стали взрослее и самостоятельнее, длительная поездка за границу расширила их кругозор.
По словам А.Бакастовой, у этой истории будет продолжение. Я переписываюсь с подругой и надеюсь, она приедет в Севастополь. Кроме того, в этом учебном году еще четверо учащихся подадут заявки на участие в программе «Гостевые семьи».