Новости Севастополя

Первоклашки-непоседы

Заинтересовать первоклашек в учебе могут и учителя, и родители, зная несколько простых способов

Почему дети в школе ведут себя шумно и невнимательно? То ли ребенок невоспитанный, то ли преподаватели не могут внятно и интересно преподать урок. В психологии все чаще в отношении малышей используется термин «гиперактивный ребенок», который преподносится практически как диагноз. Но активность — это абсолютно нормальное состояние для ребенка. Заинтересовать первоклашек в учебе могут и учителя, и родители, зная несколько простых способов.
Почему дети в школе ведут себя шумно и невнимательно? То ли ребенок невоспитанный, то ли преподаватели не могут внятно и интересно преподать урок. В психологии все чаще в отношении малышей используется термин «гиперактивный ребенок», который преподносится практически как диагноз. Но активность — это абсолютно нормальное состояние для ребенка. Заинтересовать первоклашек в учебе могут и учителя, и родители, зная несколько простых способов.
— В моем 1-А классе подвижные и чересчур активные дети есть, и их большинство, — делится преподаватель начальных классов специализированной школы №58 Анна Чикарева. — Сначала я думала, что у детей просто такой характер, но оказалось, что раньше учителя не сталкивались с таким количеством непоседливых школьников. Дети умные, очень интересно мыслят, но у них недостаток внимания.

По всей видимости, причина — в реформе системы образования. Теперь в первый класс идут шестилетки, они еще малыши, совсем недавно из детского сада. У них еще нет той осознанности в глазах, как у семилетних детей, они хотят играть. К тому же лето прошло, и дети не могут сразу войти в учебный процесс. А учебная программа не меняется. Приходится ее корректировать самой — придумываю подвижные игры, чтобы дети размяли и пальцы, и ножки. Урок в первом классе длится 35 минут, но для малыша это слишком долго. Нагрузка должна быть согласно возрасту, и чтобы дети не уставали от знаний, я в урок провожу две физминутки — и пляшем, и играем, — рассказала учительница.

— Активность — это нормальное состояние для ребенка, — уверена преподаватель психологии Севастопольского городского гуманитарного университета Маргарита Журавлева. — Странно, если бы он все время тихо сидел в уголке. Когда поднимался вопрос о том, чтобы дети шли в первый класс с шести лет, психологи предостерегали — наша образовательная система не готова принять шестилеток. Год — очень большой шаг в развитии ребенка, в первую очередь — в волевой сфере. Шестилетний ребенок не способен просидеть весь урок тихо и сосредоточенно. Главная задача учителя — удержать внимание ребенка, а внимание у него в этом возрасте очень рассеянно.

По мнению психолога, уроки для шестилеток должны быть по 15-20 минут. Или 10 минут занятий, потом двигательные упражнения в полуигровой форме. В более позднем возрасте у детей формируется мотивация учебы, им уже интересно учиться, а не только играть.

Неусидчивость может возникнуть не только у малышей, но и у старшеклассников. — Каждый возраст откладывает свой отпечаток на поведение ребенка. Например, у подростков ведущая деятельность — общение. Для них самое главное общаться со сверстниками, происходит объединение в группы, появляются друзья-подруги. И конечно, учеба отходит на второй план. Поэтому часто наблюдается картина — в младших классах был отличником, а потом съехал на тройки, — объясняет М.Журавлева.

— Дети приходят в первый класс. До этого они не сталкивались со строгой дисциплиной — молча сидеть за партой и слушать. До этого были просто игры, как вдруг возникает ограничение, к которому они еще не привыкли.

— Сложность в том, что ребенок возвращается домой, а дома системы нет. Поэтому от родителей требуется, чтобы у ребенка был режим дня, который нужно соблюдать постоянно. Зачастую родители непоследовательны в воспитании. Сегодня ребенок ложится спать в девять, завтра — в десять или вообще за полночь.

— Как заставить ребенка делать уроки?

— Нужно соблюдать режим работы и отдыха. Некоторые родители заставляют так: «Пока не сделаешь, гулять не пойдешь». Но для детей, особенно для маленьких, нужен отдых: 20 минут поработал — отдохнул. Когда ребенок пришел из школы, нельзя сразу сажать его за уроки. Пусть сначала отдохнет, а потом приступает к домашнему заданию.

Период адаптации у первоклашек длится около месяца. Они привыкают к школе и школьным порядкам. Родители должны интересоваться у ребенка, как его дела в школе, нравится ли ему там, какие уроки. Это естественные вопросы, на которые ребенок честно ответит.

— А если он скрытный и не отвечает?

— Можно попросить: нарисуй себя в школе. И посмотреть общее впечатление — какой это будет рисунок, веселый, радостный, где он себя изображает на рисунке — он в компании детей, где весело, или под взглядом учителя дрожит у доски. Возможно, ребенка нужно сводить к школьному психологу. В школе обычно дети смеются: «К психологу психов водят!», но для того психологи и существуют, чтобы помочь адаптироваться ребенку.

— Как развивать внимание у ребенка?

— Обычно считается, что первоклассник, приходя в школу, должен уметь только читать и писать. Хотя гораздо важнее — способность анализировать. Возьмите два предмета, например, игрушки, и дайте ребенку задание подумать, что общего и что различного. Такие домашние развивающие упражнения облегчат учебу и решение задач.

Для развития внимания есть упражнение «Муха». Ребенок мысленно представляет себе девять квадратиков по три один под другим. Взрослый говорит: «В квадратике в верхнем левом углу сидит муха. Теперь она перелетела на две клетки вниз, теперь на одну вправо»... и т.д. Ребенок должен проследить, куда в конце концов передвинется муха. Сначала дети могут теряться и ошибаться, а потом освоятся. Так игрой развивается детское внимание.

И еще один момент — если ребенок свободное время проводит дома, ему некуда девать свою энергию. Поэтому он будет приходить в школу и носиться там как сумасшедший. В таком случае надо его чем-нибудь занять, например, отдать в спортивную секцию. Возможно, тогда он будет спокойнее вести себя в школе.
comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter