Зелененьким он стал
Альпинисты забрались на памятник, чтобы привести его в порядок, и обнаружили, что на медной статуе нет позолоты, сообщила пресс-служба СГГА.
По данным пресс-службы, для нанесения позолоты на статую фондом «Москва – Севастополь» было выделено 35 тыс. грн. Памятник был открыт в июне 2003 года, к 220-летию Севастополя. Но в последние годы скульптура позеленела. Председатель горгосадминистрации Сергей Куницын обвинил ответственных за позолоту памятника в воровстве.
— Это же стыд и позор — золото украли, — заявил он. — И было ли оно на памятнике? Знающие люди говорят — скульптуру просто тогда натерли до блеска пастой ГОИ и торжественно установили, а теперь она — зеленая и неприглядная. А деньги куда делись? — прокомментировал он.
Председатель приходского совета Свято-Никольской общины Игорь Логвинов принес в редакцию газетные вырезки.
— В статье написано, что памятник — это подарок военных строителей ЧФ к 220-летию Севастополя, — говорит он. — А кто помнит, что было на самом деле? Кому принадлежит эта скульптура? И кто сказал, что там должна быть позолота? После того, что община сделала для города, руководители города неграмотно считают, что нам перечислили деньги на золото и мы их украли.
Установка скульптуры Георгия Победоносца в парке Победы
Позолоченный Георгий
Московский скульптор Вячеслав Клыков в 1997 году подарил скульптуру Святого Георгия Победоносца отцу Георгию Полякову, который в тот период был Благочинным Севастопольского округа.
— Сейчас все говорят, что это символ парка Победы, а хотело ли городское руководство устанавливать его сюда в парк? — вспоминает И.Логвинов.
Скульптура Святого Георгия во дворе Свято-Никольского храма перед установкой в парке Победы
Целый год община занималась оформлением документов, чтобы комиссия по гуманитарной помощи в Киеве разрешила транспортировку скульптуры. И только в 1999 году она прибыла в город.
Потом решали, где установить ее. В сквере у Музея КЧФ, у кинотеатра «Победа», на площади Восставших или на центральной аллее парка Победы. В протоколах градостроительных собраний указан заказчик — Украинская Православная церковь, а не городская госадминистрация.
Когда община получила разрешение на строительство, выбранное для обелиска место в парке Победы освятили.
— Начали сами строить, никто нам ни копейки не дал, — говорит И.Логвинов. — Кроме фонда «Москва – Севастополь». В 1999 году мы сами не смогли продолжить строительство памятника, и до 2003 года строительство было заморожено. Мы обращались в госадминистрацию, к правительству Москвы — куда только не обращались. Приближалась дата 220-летнего юбилея Севастополя. Сметная стоимость всего проекта — со строительством постамента и установкой скульптуры — составляла 280 тыс. грн.
Потом привлекли строительное управление ЧФ, перечислили деньги и построили. У нас был договор, что фонд «Москва – Севастополь» перечисляет нам совсем другие деньги — 196 тыс. рублей, а не 35 тыс. грн — на фундамент стелы и наземную часть. В смете расходов на установку памятника нет ни слова о том, что деньги выделены на позолоту.
Никто и не говорил, что мы покрываем скульптуру золотом. Это медная чеканка, сразу покрыть ее сусальным золотом было бы с нашей стороны глупостью. И купола никогда сразу сусальным золотом не покрывают. Климатические условия таковы, что поверхность будет сжиматься и разжиматься, и в результате потрескается и полопается. Мы покрыли скульптуру краской под золото. И решено было покрыть скульптуру сусальным золотом спустя время.
Завершило строительство стелы строительное управление ЧФ, заключив договора с СГГА, которой были перечислены московские деньги.
«Севастопольский вальс» — альтернатива памятникам о войне
Еще об одной скульптуре в городе не умолкают разговоры. На Приморском должна появиться танцующая пара из бронзы. Проект назвали «Севастопольский вальс».
— Я заметил, что на Приморском по вечерам собираются пожилые люди, играют на гармошке, поют, танцуют, — рассказал автор идеи, архитектор Георгий Григорьянц. — Это так мило выглядит. Да и сама идея будто витала в воздухе — надо было просто посмотреть на этих стариков. Мне показалось, что было бы уместно сделать городскую скульптуру «Севастопольский вальс». Эта песня символична в нашем городе и была бы объединяющим фактором. Ведь в последнее время у нас памятники все время воюют.
Почти все они посвящены оборонам Севастополя, у нас милитаризованный город. Нужна какая-то общегражданская, человеческая тема, которая собрала бы людей всех возрастов. На мой взгляд, «Севастопольский вальс» очень подходит.
Г.Григорьянц нарисовал идею проекта, определил место на Приморском, где должна стоять скульптура — разместил ее на смотровой площадке около пешеходного мостика, с видом на море, Константиновский равелин и Памятник затопленным кораблям.
Бронзовая скульптура будет невысокой — около двух метров, на подиуме высотой 35 см. Прохожий сможет подойти, сфотографироваться рядом, потереть пятку девушки на удачу.
Градостроительный совет и городское руководство одобрили саму идею и место расположения.
Из двух проектов выбрали один, подредактировали, учли все замечания и решили, что работа достойна, чтобы ее воплотить. Скульптор — харьковчанин Александр Демченко, автор «Кирилла и Мефодия» на городском холме.
Скульптура вызвала неоднозначную оценку севастопольцев. Некоторые радикально настроенные горожане даже объединились в протестную группу и собираются противодействовать установке скульптурной композиции.
Офицер без фуражки, девушка и Куприн
По словам Г.Григорьянца, в изначальном варианте офицер был в фуражке, а девушка — в бальном платье с пышной юбкой. Но решили, что правильнее будет сделать платье попроще, не такое пышное, потому что вальс написан в 1954 году, а героиня — обычная севастопольская девушка того времени. Морского офицера лишили фуражки, потому что, по словам архитектора, танцевать в ней не совсем прилично, да и похож он в ней то ли на пограничника, то ли на милиционера.
О положении в танце проконсультировались с руководителем Театра танца Вадимом Елизаровым, который объяснил, какая нога офицера должна быть опорной.
Пока проект находится на стадии доработки, следующий этап — скульптуру изготовят из глины в натуральную величину. Офицер и девушка закружатся в танце, а на постаменте будут выбиты слова из песни и имена авторов вальса — слова Рублева, музыка Листова.
Скульптуру изготовят не за счет городского бюджета — будут искать инвестора. «Хотелось бы к Дню города подарить Севастополю эту парочку», — говорит архитектор.
Тем временем завершается работа над памятником Куприну. В скором времени он будет дочеканен, его рассмотрят на художественном совете, после чего установят на балаклавской набережной.