Нелегкая задача — реформирование пенсионной системы
Реализация пенсионной реформы в Украине длится уже не первый год, и каждый раз власть находит повод откладывать доработку и внедрение законодательства, реформирующего всю пенсионную систему.
Потребность в реформах назрела уже очень давно, еще десять лет назад начались первые обсуждения, были определены основные этапы перехода, приняты нужные законы. Но ситуация с пенсиями на том же месте, за годы реформирования изменения остались только на бумаге.
Причины промедления вполне очевидны. Во-первых, реформа предполагает решение пенсионной проблемы только через непопулярные методы, так как на популярные денег уже не осталось, а занимать тоже не у кого. Во-вторых, первые положительные результаты от внедрения реформы можно ожидать только через десятилетия, что всегда не очень интересовало наших политиков, так как политических дивидендов хочется быстро и сегодня, желательно в преддверии очередных выборов. Поэтому законодатели вынуждены заниматься пенсионным вопросом и в очередной раз возвращаться к обсуждению пенсий только под давлением извне — для выполнения требований МВФ.
Пенсионная реформа предполагает комплексное изменение подхода к накоплению и выплате пенсий и затрагивает не только теперешних пенсионеров, но и всех работающих/неработающих граждан, не достигших пенсионного возраста. Поэтому реформировать нужно две сферы — тех, кто уже получает пенсию, и тех, кто ее не получает и в данный момент ее формирует (своими отчислениями). При этом основой реформы как раз является изменение подхода к накоплению пенсий людей, еще не достигших пенсионного возраста.
Правительственный законопроект предусматривает введение обязательной накопительной системы (второй уровень пенсионной системы) за счет отчисления 2% от фонда оплаты труда из единого социального взноса на личные пенсионные счета граждан с последующим увеличением этого процента до 7%. Это означает, что поступления в Пенсионный фонд от каждого работающего уменьшатся сначала на 2%, а затем до 7%, что, безусловно, будет увеличивать дефицит бюджета Пенсионного фонда, который и так в 2010 году составил 35 млрд грн.
Для работающих введение накопительного уровня является очень положительным моментом, так как часть их пенсии накапливается на отдельном счете, является их частной собственностью и даже может быть передана по наследству. Оставшиеся деньги отчисляются в общий котел Пенсионного фонда и идут на выплату пенсий сегодняшних пенсионеров.
На теперешних пенсионеров введение второго уровня влияет косвенно — денег в Пенсионном фонде на первоначальном этапе будет меньше. А меньше уже некуда, так как дефицит и так запредельный. Получается замкнутый круг — с одной стороны, вводить второй уровень нужно, чтобы через 10-20 лет не было социальной катастрофы и будущие пенсионеры получали достойную пенсию, с другой стороны, вводить его нет возможности, так как нужно обеспечивать теперешних пенсионеров. Вот такую нелегкую задачу нужно решить правительству и депутатам. Поэтому пока было принято решение отложить введение второго уровня до момента достижения бездефицитного бюджета Пенсионного фонда, что может опять же затянуться на долгие годы.
А пока законодатели ищут различные способы сокращения дефицита: как путем увеличения доходов, так и путем сокращения расходов. Увеличивать доходы планируется путем борьбы с теневыми зарплатами, законопроект не предполагает снижения фискальной нагрузки на бизнес, в частности на физических лиц — частных предпринимателей, которые на себе ощутили размеры пенсионных отчислений, и многие ушли в тень. Уменьшать расходы будут за счет пенсионеров: и увеличением пенсионного возраста (для мужчин — до 62 лет, для женщин — до 60 лет), увеличением нормативного стажа, ограничением пенсий для работающих пенсионеров, ограничением максимальных пенсий 10 прожиточными минимумами, уменьшением пенсий для госслужащих до 80% от зарплаты. Каждая из этих малоприятных мер является спорной, и предсказать социальные последствия от их внедрения достаточно сложно.
- Справку лучше предоставить
- Уточните, возможно, свидетельство ждет вас
- Пользуйтесь информационными услугами Пенсионного фонда
- Пенсионную реформу собираются продолжать
- Военные пенсионеры-предприниматели должны платить единый социальный взнос