Нравится лепить
Мастерская для детей «Художественная керамика»
В мастерскую дети приходят каждый день. С видом заправских скульпторов надевают длинные фартуки и садятся творить. Тут работа только началась: через двадцать минут из куска серой глины получится шкодный кот. Там металлическим стеком доводится до совершенства свинья. Готовая свинья станет моделью для гипсовой формы. Кто-то ушел в себя и тонкой кисточкой, мазок за мазком, вкладывает всю душу в новую поделку — красное глиняное сердечко.
— Я хочу, чтобы они научились видеть красоту в любом предмете, даже в простом цветочном горшке, — делится руководитель кружка «Художественная керамика» при Дворце детского и юношеского творчества, скульптор, художник и керамист Александра Джепко. — К нам приходят разные дети, и мы не делаем никакого отбора. Единицы продолжат профессионально заниматься скульптурой, керамикой или какими-либо художествами вообще. Большинство же наших ребят будут просто видеть больше гармонии в мире, в природе, в людях и научатся творить так, как они хотят, как они это чувствуют.
А.Джепко говорит, что «Художественная керамика» — это камерный кружок. Здесь занимается не так уж много детей по сравнению с теми же танцевальными коллективами или музыкальными ансамблями. Просто так родителям сюда трудно загнать свое чадо. Дети должны иметь к этому тягу. Тогда посещения занятий становятся радостью. Некоторые ребята рассказывали, что перед тем, как узнали о кружке и решили сюда прийти, они «залепили» всю квартиру пластилином и поделки уже не помещались на домашних полках. Для таких детей возможность работать с настоящей глиной — это подарок. А потом поделку можно еще обжечь в печи и разукрасить. Так и вырастает в маленьком человеке большой фантазер и художник.
В кружке девочек занимается больше — они усидчивее и терпеливее, ведь рисование эскизов, лепка, отшлифовка, работа с мелкими деталями, роспись — это очень кропотливая работа. Но из мальчиков чаще получаются отличные скульпторы. А.Джепко рассказывает о закономерности: «Девочки — они более эмоциональны и тоньше чувствуют тональности, цветовые гаммы, подбирают красивые сочетания. А у мальчишек намного лучше развито пространственное видение, ощущение формы и объема. Из них чаще получаются отличные скульпторы».
На первых занятиях дети знакомятся с материалом, ощупывают его, чтобы пальцы привыкли к глине. Для этого лепят шарики, катают их, учатся добавлять в глину нужное количество воды — чтобы мягкая была и податливая. После переходят на простые объемные фигурки – лепят подсвечники, тыквы, котов, собак и свиней. Ученики повзрослее в состоянии слепить и разукрасить целый зоопарк зверей, создать всевозможные кашпо для цветов и настенные рельефы с драконами.
Врачи и психологи говорят, что занятия лепкой, скульптурой и рисованием помогают детям развить пластику рук и воображение. От множества мелких тактильных движений, совершаемых кончиками пальцев, активизируются биологически активные точки, и от этого улучшается мозговая деятельность. С психологической точки зрения — это способ выразить себя, свой внутренний мир и высвободить часть внутренней энергии. В процессе работы человек отпускает свои переживания, негативные эмоции и стресс, а взамен получает радость творчества, радость самоотдачи.
Сами дети, когда лепят, о таких высоких материях, конечно, не думают. Им просто нравится это делать.
Как это делается
Серую глину размачивают водой и получают шликер — мокрую глину. Ее заливают в формочки, где она какое-то время стоит. Когда материал по мягкости становится похож на пластилин, можно начинать лепить. Готовую форму или оставляют необожженной — тогда она получается серой, или кладут сохнуть на две недели, а потом обжигают в печи. После этого глина становится кирпичного цвета. Обожженную фигурку разукрашивают гуашью.Чтобы получилось несколько одинаковых фигур, рельефов или кашпо, лепят образец и заливают его гипсом. Потом гипсовую форму разрезают и вынимают заготовку. Теперь гипсовые половинки можно использовать много раз и «штамповать» нужные фигурки.