Новости Севастополя

Советские дети играли в крылатой ракете

Самолет оказался ракетой

Комментарии: 1

В Стрелецкой находится не самолет, а первая в СССР авиационная крылатая ракета «Комета». История о никому не нужном и неизвестном самолете, опубликованная в прошлом номере «СГ», получила продолжение.

В Стрелецкой находится не самолет, а первая в СССР авиационная крылатая ракета «Комета». История о никому не нужном и неизвестном самолете, опубликованная в прошлом номере «СГ», получила продолжение.

«Комета» для флота

В редакцию «СГ» позвонил бывший начальник кафедры крылатых и зенитных управляемых ракет Черноморского высшего военно-морского училища им. Нахимова, кандидат технических наук доцент Сергей Аксентьев.

Проектирование противокорабельного самолета-снаряда «Комета» было начато еще в 1947 году. За основу взяли МиГ-15. По расчету, дальность пуска получалась 100 км при массе две тонны. Но в дальнейшем летные характеристики снаряда ухудшились, а вес возрос. Пришлось изменить носовую часть и применить более мощный двигатель. Носителем выбрали дальний бомбардировщик Ту-4.

Для отработки системы управления на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 были созданы летающие лаборатории и четыре самолета-дублера Кометы «СДК». Последние от штатного снаряда отличались тем, что были оборудованы кабиной пилота и колесным шасси. Обширная программа испытаний началась 4 января 1952 г.

Первый полет на «аналоге» выполнил знаменитый летчик-испытатель Амет-Хан Султан. Как пояснил С.Аксентьев, ракета сначала наводилась по радиолучу. Потом устройство самонаведения начинало искать цель. Как только ракета захватывала цель, летчик отключал устройство самонаведения и брал управление в свои руки — сажал машину на аэродром как обычный самолет. Трудность была в том, что приходилось совершать посадку на большой скорости — до 300 км/ч. Пилоту требовалось применить все свое умение и профессионализм.

В июне 53-го в составе ВВС Черноморского флота была сформирована учебная эскадрилья. Через год система ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение авиации ВМФ СССР.

В 1954 г. начались испытания реактивного ракетоносца Ту-16КС. В декабре 57-го первый строевой экипаж командира 88-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП) ЧФ произвел пуск ракеты с борта Ту-16КС. Самолеты этого типа первыми поступили в части авиации Черноморского, а затем Северного и Тихоокеанского флотов.

Советские ракеты не сдаются

Вернемся к ракете на проспекте Гагарина. По данным С.Аксентьева, ее установили, скорее всего, в 70-х годах. Как предполагает ученый, территорию вокруг ракеты планировали оборудовать как детскую площадку. Начинку из снаряда убрали, а сверху расположен люк, через который ребята могли бы залезать внутрь.

Позже бомжи, алкаши, скорее всего, пытались сдать «Комету» на металлолом. На корпусе можно различить надрезы, дыры. Они, видимо, приносили отрезанные куски в пункты приема цветного металла. А их не принимали, потому что корпус ракеты изготовлен из специального авиационного сплава алюминия с магнием. Его нельзя переплавить, он сразу сгорает дотла.

По мнению С.Аксентьева, лучше всего ракету убрать с пр.Гагарина. Восстановить уже нельзя. Установить нечто подобное взамен — ничего нет. Правда, во дворике Музея Черноморского флота стоит похожая ракета, но все же немного другая, берегового базирования, не авиационная. Хотя, конечно, если бы «Комету» сохранили — это был бы прекрасный памятник славной истории авиации Черноморского флота.

comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter