Нашел отца, не пришедшего с войны
Во вторник, 31 марта, на 35-ю береговую батарею приехал сын одного из защитников Севастополя Якова Гашенко. Останки его отца обнаружены совсем недавно в ходе реставрационных работ на этом военном объекте.
При останках оказался медальон. Как известно, бойцы не всегда их заполняли — это считалось дурной приметой: заполнил — скорее всего, погибнешь. Но владелец найденного медальона подошел к делу ответственно, полностью заполнив все графы. Сейчас чернила почти выцвели, стали серовато-зеленого цвета, хотя были фиолетовыми. Тем не менее слова хорошо читаются. Медальон принадлежал Якову Лукичу Гашенко, 1916 года рождения, призванному Каховским райвоенкоматом Николаевской области (сейчас Херсонская). Также были указаны довоенный адрес (ул.Мелитопольская, 8) и имя-фамилия жены — Ольга Емельяновная Гашенко. По данным Центрального архива Министерства обороны РФ (г.Подольск) установлено, что он был красноармейцем Приморской армии. Номер военной части неизвестен.
«Мы сделали запрос в горвоенкомат Херсона. Через неделю нам прислали данные о сыне погибшего Николае Гашенко, 1932 года рождения. Мы связались с ним по телефону. Он долго не брал трубку. Когда мы все-таки дозвонились, Николай согласился, чтоб его сюда привезли, — вспоминает И.Дебрецени. — Все эти годы его отец считался без вести пропавшим в январе 1944 года. До этого времени на Украине была оккупация, и некому было заниматься архивами. Как только страну освободили, родственники Гашенко подали заявление: куда пропал отец семейства?»
Теперь можно с точностью сказать, что Яков Гашенко погиб в первых числах июля 1942-го в фильтро-вентиляционной камере 35-й береговой батареи.
Его сын Николай пережил 15 лет тюрьмы и пять инсультов. Так что, приехав на этой неделе на батарею, он до того расчувствовался, что не мог идти. Поэтому экскурсию по паттернам провели для сестры его жены Людмилы Черной. Она возложила цветы к тому месту в фильтро-вентиляционной камере, где обнаружены останки Я.Гашенко. А также набрала немного земли в пакет. Николай передал в дар будущему Музею 35-й батареи фото отца.
По словам председателя правления учреждения «Объединение граждан «35-я береговая батарея» Татьяны Уманской, это знаковая находка. Останки можно обнаружить довольно часто, но идентифицировать их удается не всегда. А в случае с Гашенко получилось познакомиться с живым родственником павшего защитника Севастополя.