Новый документ Кабмина определил, на какие вызовы к пациентам должна ездить «скорая», а на какие — приходить участковые врачи. С 1 января 2013 года вступили в силу новые нормативы для скорой помощи, принятые во исполнение Приказа Кабмина от 21 ноября 2012 года №1119 с целью совершенствования экстренной медицинской помощи населению. Приказ предписывает, при каких именно случаях, связанных с ухудшением здоровья, нужно вызывать «скорую», а при каких — участкового врача.
К экстренным вызовам отнесены случаи, когда пациент находится в неотложном состоянии, например, потеря сознания, судороги, внезапная боль в сердце, ранения, переломы, травмы головы, поражение током, нарушение нормального течения беременности и другие.
К неэкстренным вызовам относятся такие обращения, как по поводу внезапного повышения температуры тела с кашлем, насморком, болью в горле, по поводу головной боли, головокружения, слабости, боли в пояснице и суставах (радикулит, остеохондроз, артрит, артроз), повышения артериального давления.
В приказе говорится, что если в «скорую» поступает неэкстренный вызов, диспетчер перенаправляет обращение в соответствующее заведение охраны здоровья первичной медико-санитарной помощи. Если такой возможности нет, диспетчер направляет к пациенту бригаду «скорой», которая не выполняет экстренные вызовы, в течение часа с момента обращения.
Начальник Станции скорой медицинской помощи Александр Ананьин говорит, что новый приказ Кабмина дал возможность официально передавать в поликлиники неэкстренные вызовы. Но врачи «скорой» столкнулись с сопротивлением и населения, и участковых врачей.
— Участковые врачи не привыкли ходить на дом по вызовам, а больные хотят, чтобы приехала «скорая» и оказала бесплатную помощь, — говорит А.Ананьин. — Переадресовывая вызов в поликлинику, наши диспетчеры слышат в ответ нецензурную брань. У них — участковых врачей — штат укомплектован на 60%, а у нас — на 50%. Работать за них мы не должны, и новый документ позволяет нам перестраиваться и перестраивать работу других, но город оказался к этому не готов, — говорит начальник станции «скорой».