Новости Севастополя

Почему не нужно расширять Фонд гарантирования вкладов

Верховной Раде предложено узаконить создание расширенного Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), который согласно замыслу должен обеспечивать гражданам компенсацию не только депозитов в банках, но также и в кредитных союзах и инвестиций на фондовом рынке.

Верховной Раде предложено узаконить создание расширенного Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), который согласно замыслу должен обеспечивать гражданам компенсацию не только депозитов в банках, но также и в кредитных союзах и инвестиций на фондовом рынке.

Против такого предложения выступили все. Почему? Многие детали в принципе абсурдны, но давайте обо всем и по порядку.

В обнародованном тексте законопроекта №3132 «О Фонде гарантирования вкладов и инвестиций физических лиц» предлагается обеспечить возвратность не только банковских вкладов, но и всех других финансовых инвестиций. По задумке участниками Фонда должны еще стать порядка 600 кредитных союзов, 94 негосударственных пенсионных фонда, 84 компании-торговца ценными бумагами и все компании по управлению активами.

Удивительно другое. По мнению авторов законопроекта, компенсации должны распространяться и на трастовые компании. То есть, если завтра в Украине начнутся гастроли очередного Мавроди, и если государство не сможет предупредить мошенничество, то оно должно компенсировать все потери. Может, рациональней и дешевле вкладывать в финансовую грамотность населения? Ввести как вариант в программе курса общеобразовательной школы финансовый факультатив. В России это уже происходит на факультативном уровне, выпущены учебники. Да и с бюджетом у нас сложно. Не накомпенсируешся еще и потому, что желающих получать неадекватные проценты по доходности в обществе хватает, причем ничего не делая.

Согласно законопроекту фонд будет гарантировать выплату компенсации в размере до 200 тыс. грн (включая проценты) при невозможности вернуть вклады и инвестиции. А это следующие случаи: невозможность получить депозит в течение семи дней после окончания срока его действия; невыкуп инвестиционным фондом своих инвестиционных сертификатов; аннулирование лицензии, кроме случаев отказа от нее; банкротство или ликвидация учреждения.

Источниками формирования средств фонда будут 30 млн грн из госбюджета, 20 млн грн — от Нацбанка, первоначальные сборы с участников в размере 1% от уставного капитала, регулярные сборы — 0.5% от базы начисления для банков и 0.1% от суммы вкладов, стоимости ценных бумаг или активов других участников.

Что же думают по этому вопросу участники рынка? В ФГВФЛ сомневаются, что такая инициатива может быть реализована. В прошлом были дискуссии по созданию похожего фонда для вкладчиков кредитных союзов, компаний по страхованию жизни и паевых инвестиционных фондов. На сегодняшний день законопроект №2327 «О Фонде гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни» находится на рассмотрении парламента, законопроект о гарантировании инвестиций на фондовом рынке дорабатывается Нацкомиссией по ценным бумагам и законопроект о гарантировании вкладов кредитных союзов дорабатывается Нацкомфинуслуг. Теперь же всех предлагают объединить, притом что каждый отдельный сегмент не доработан. Но даже не это является неприемлемым. Предлагается в один фонд переместить структуры, которые подконтрольны трем регуляторам и у них три разных подхода к регулированию. Винегрет на праздничном столе отдыхает!

Крайне удивлены инициативой участники рынка — компании по управлению активами и негосударственные пенсионные фонды. Гарантии в инвестициях — полный нонсенс. Ведь банки и компании по управлению активами — это несопоставимые вещи, так как само понятие инвестиций предполагает риски и человек идет на них сознательно.

Радует, что в парламенте считают, что законопроект нуждается в доработке.

Какие же выводы мы можем сделать от такой «заботы» о нас? Для убедительности — пример из практики 2010 года. После запрета на снятие депозитов в банках осенью 2008 года в 2010-м действия некоторых клиентов вызывали улыбку. Они, дабы «защитить» свои сбережения, размещали их по 150 тыс. грн в разных банках. Не понимали одного — если исчезнет два, три банка из группы крупных, то денег в Фонде гарантирования вкладов физических лиц просто не останется для оставшихся. Такова правда жизни, при том, что банки в нашей стране — наиболее строго контролируемый вид фининститутов. Так что говорить о более слабо регулируемых финансовых учреждениях, которые предлагают объединить?! Как говорится — без комментариев.

Поэтому перспективней консультироваться у специалистов финансовой сферы, а не надеяться на «защиту» . В идеале — спросите совета у независимого эксперта.

comments powered by HyperComments
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter